Архив конференции Fidonet HUMOR.FILTERED,
нагло упертый мной с http://hf.kru.to/
(координатор - Евгений Плисс), и переведенный в html :-)
- HUMOR.FILTERED ---------------------------------------------- HUMOR.FILTERED - From : Boris Paleev 2:5020/113 21 Dec 94 20:06:16 Subj : For your info... -------------------------------------------------------------------------------- ======================================================================== Forwarded here by Vlad Fedushin (2:5020/52.777) ======================================================================== Area: SU.BOOKS Date: 15 Dec 94 11:28:28 Public From: Stepan M. Pechkin To: All Subject: Снова о Ленине (1/2) ======================================================================== Здрав будь All! С.М.Печкин, А.Шельен, А.Таратинский, Б.В.Фадеев К вопросу о структурно-мифологическом подходе к новейшей истории "Тот факт, что в России не сложилась (или была рано утрачена, дошла в крайне разрозненных фрагментах) система языческой, дохристианской мифологии... активно влияет на процесс образования новой, современной мифологии, включающей в свой сакральный контекст много исторических фигур." М.Эпштейн, "овое в классике (Державин, Пушкин, Блок в современном восприятии). Творимая легенда". Из книги "Парадоксы овизны". "Вдивляюсь у сусiда я - який Iз себе вiн? Та де там - тьма все вкрила... у, далi рiч: - А в розум взяв ти свiй - Хто Ленiн е? Яка у нього сила?" В. Бичко. "Розмова в теплушцi". Как известно, история и миф неразделимы. Они, по-видимому, и происходят из единого источника, и служат одной цели. И то, и другое являются попытками осознать прошлое в интересах настоящего, подчинить прошлое настоящему во имя будущего, увязать непрочные и постоянно рвущиеся нити времен. Поэтому ничего удивительного нет в том, что история проистекает из мифа и активно пользуется мифологическим материалом, а миф в свою очередь также основывается на истории и имеет свойство подменять ее собой. Оба эти явления взаимно длят друг друга. Поэтому мы, авторы этого очерка, сочли себя в полном праве попытаться разработать методику подхода к решению проблем истории еще не такой давней, но в то же время уже золотыми буквами занесенной на скрижали социокультурных ценностей нашего большого племени. Заинтересовала же нас фигура, которую многие не без оснований считают центральной во всей мифологии новейшего времени - фигура, стоящая за очень многими важными моментами жизни социума. Эта фигура - В.И.Ленин. Мы собрались и вспомнили все, что мы знаем о В.И.Ленине. Знаний оказалось немало. О Ленине написано множество трудов самого разного плана. Ленин оказался фигурой совершенно уникальной, образом, попавшим в произведения практически всех жанров - от богатырской былины до волшебной сказки и бытового анекдота. Мы решили проанализировать как можно больше материала, разобрать все, что мы знаем, с целью выяснить - что же такое или кто же такой Владимир Ильич Ленин, каков его архетип, и, соответственно, чего же еще мы о нем не знаем? Прежде всего рассмотрим само имя этого персонажа - Владимир Ильич Ленин. Почти во всех источниках упоминается, что имя это является заменой его табуированного настоящего имени. Как и в именах многих так называемых "соратников" Ленина, табуированное истинное имя, знание которых, возможно, давалось молодым членам племени в порядке обрядов инициации на определенной стадии жизненного пути, зашифровано в фамилии. Фамилия Ленина, как известно, Ульянов, но система кодировки фамилий "соратников" нами утеряна и пока не раскрыта вновь. Этимологию корня "улья-" нам установить не удалось. Имя- отчество же Ленина - Владимир Ильич, как нетрудно догадаться, означает "Хозяин Мира Сын Грома и Молнии". Возможно, это отражает первобытное представление о происхождении Ленина от бога-громовника Перуна, место которого в христианизированной Руси занял, как известно, пророк Илия. О жизни Ленина охотно повествуют многие рассказчики-шаманы, некоторые из которых, по их словам, узнали о ней от самого Ленина, либо от его родственников и близких, то есть, людей якобы лично знакомых с ним. Хочется особо упомянуть материалы, записанные у шамана Бонч-Бруевича. В них интересно то, что сам рассказчик считает себя важным действующим лицом своих рассказов наряду с легендарными и мифическими персонажами, что встречается в известных нам культурах нечасто. Известно, что рассказы Бонч-Бруевича о Ленине играли важнейшую роль в инициациях детей младшего возраста. Из этих рассказов, в частности, известно, что Ленин всю жизнь был очень привязан к домашним животным, и они отвечали ему взаимностью. "Цiле сонце - в квiточцi-роменi, Цiле небо - в пролiсках-квiтках... Весь теплiэш, коли бачиш - Ленiн З котеням пухнатим на руках." (3, стр. 41) "... А що ж Ленiн робить?.. Ось до нього Дверi хтось тихенько вiдчиня. а стiльцi, край столика малого, Ленiн гладить сiре котеня. I в очах - така весела ласка, Стiльки молодоi доброти, Що неначе тут поклала казка Золотi, яснi своi мости..." (Ibid., стр. 45) Один из рассказов Бонч-Бруевича повествует о том, как Ленин учил кота прыгать через стул. " - Какой важный кот! - воскликнул Владимир Ильич. - И, вероятно, большой лентяй... ... Владимир Ильич быстро взял кота на руки, пощекотал его под шейкой, почесал между ушами, погладил его... Васька был очень доволен: сейчас же стал нежно кусать Владимира Ильича за палец... ... - Мы еще с тобой научимся прыгать через стул." (2, стр. 5) о после долгих размышлений мы отмели версию о Ленине как домашнем демоне типа домового, и решили, что налицо здесь перенос на Ленина функции культурного героя и творца животных. Возможно, что ранние первобытные представления о Ленине были именно такими, а возможно, что произошла подмена Лениным какого-то другого персонажа партийной мифологии. Интересен в связи с этим мотив Ленина как освободителя домашних и пойманных человеком животных. "- Полетiв? Бо крила маэ... Дуже добре, що з крильми... Тих люблю я, хто литаэ, Визволяэться з тюрми!" (3, стр. 24) Далее стоит вспомнить об учреждении Лениным "Общества чистых тарелок" (2, стр. 7-9). Ленин всегда следил за тем, чтобы вся пища была доедена. Если принять во внимание то, что, по славянским представлениям, недоеденная пища отправляется в мир мертвых, такое поведение Ленина становится чрезвычайно интересным, и тем более, что этот рассказ оказывает большое влияние на уже упомянутые нами инициации детей младшего возраста. В то же время мы знаем, что сам Ленин практически не употребляет человеческую пищу. Единственное, что он употребляет - это морковный чай, скорее всего оттого, что морковь, растущая в земле, посвящалась подземному миру. Когда, уже в конце жизни Ленина, ходоки-шаманы приносят ему жертвоприношения от людей - мед, молоко, рыбу и другие сакральные продукты - Ленин принимает ходоков, но жертвоприношения отправляет куда-то в другое место. Впрочем, возможно, Ленин считает недопустимым есть на глазах у людей, что соответствует представлениям о трапезе духов у многих примитивных народов. Единственный случай того, как Ленин ест, описан у Зощенко, известного и скандального писателя эпохи расцвета империи, который, дабы реабилитировать себя в глазах империи за серию крамольных сатир, также обратился к ленинской тематике и донес до нас множество ранее неизвестных и в других местах не упоминающихся преданий и мифологических мотивов. Это случай, когда Ленин, заключенный белым царем в железную тюрьму, пишет послание своим "соратникам" невидимыми чернилами - "молоком" - из хлебной чернильницы на полях библии (sic!), и при появлении солдата съедает чернильницу вместе с чернилами. Этот сложный мифологический мотив связан, во-первых, со славянским (и не только славянским) мотивом молока как средства передачи или хранения тайных знаний - вспомним сказку "Пойди туда, не знаю, куда", в которой Иван-царевич нес жабу, подсказчицу и советчицу, в молоке, а во-вторых, он напоминает о связи чернильницы и черта - даже слова эти в русском языке фонетически сходны, и о том, как Лютер кидался в дьявола чернильницей. е исключено, что Ленин съедает чернильницу именно для того, чтобы не дать солдату сделать этого. Отношения Ленина с солдатами тоже интересны. Как известно, в поздней русской сказке солдат - основной антагонист черта. Ленин боится солдат и всячески стремится овладеть их душами. Ленин старается не дать солдату до себя дотронуться, и в то же время смотрит ему в глаза, гипнотизируя, и ласково разговаривает, велит напоить солдата чаем и т.п. Высшее удовлетворение Ленин испытывает тогда, когда финский крестьянин - видимо, не простой крестьянин, ибо в представлениях древних народов Северной Европы финны являются народом колдунов и ведьм, и отзвуки этого представления мы встречаем у А.С.Пушкина в "Руслане и Людмиле" - говорит Ленину при встрече в лесу, что "больше не нужно бояться человека с ружьем". -+- Мертвое Бревно Hаоборот 2.41+ + Origin: >*< Merry Christmas (Fido 2:5030/74.51) === PPoint 1.86 + Origin: Пpимите и пpоч. (2:5020/52.777) ============================================================================= Hello All! Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 2.42.G0614+ * Origin: Minas Anor (2:5020/113)