<<<предыдущий список следующий>>>

Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer.


2 Августа

Начнём с хорошей новости. Мы рады сообщить, что с Августа месяца 1999-го года спонсором журнала dz online является компания Комптек. Это означает, что мы снова выходим ежедневно. Ура. :-) Это также значит, что мы теперь будем больше писать о беспроводной связи и Интернет телефонии - просто потому, что чаще будем общаться с людьми, которые этим занимаются.

Вот. На этом официальную часть разрешите закрыть. :-)

В школьную мою пору, когда слово "компьютер" означало помещение от 30 кв.м и далее а сочетание "персональный компьютер" имело не больше смысла, чем "персональная доменная печь", в продаже в государстве советском появились видеоигры. Ой, нет, что я говорю - видеоигра. В то время вообще существование двух разных товаров одного класса было редкостью, что уж говорить о товарах высокотехнологичных. Итак, видеоигра. Бегающий на экране телевизора квадратик белого цвета олицетворял собой мяч, а 2-5 прямоугольников - ракетки, клюшки или что там ещё подскажет ваше воображение. Мяч метался по площадке, ракетки и стенки игрового поля (всё те же белые прямоугольники) являлись ему препятствием, а упущение мяча за пределы поля засчитывалось как очко врагу.

Нехитрая сия игра требовала, однако, для реализации себя изрядного напряжения конструкторской мысли. Безо всяких шуток. Дело в том, что синтез изображения и отработка логики игры ложились на плечи компьютера. Но какого! В основе игры лежал аналоговый компьютер. Например, как делается управление мячом? Берём аналоговый интегратор - на вход ему подаём напряжение, пропорциональное скорости мяча, на выходе имеем координату. Далее остаётся сравнить эту координату с координатой луча кинескопа (её получаем аналогично) и при совпадении координат включить луч. На экране появится движущаяся светящаяся точка - мяч. Чтобы сделать его побольше чисто электрическим же способом прибавим к координате константу, чтобы получить вторую координату границы мяча. Включать луч будем тогда, когда он находися внутри означенных границ.

Далее следуют проверки на пересечение мячом границы экрана и столкновение с ракеткой. Последнее проще. Если формирователь ракетки и формирователь мяча выдали сигнал на включение луча одновременно, значит ракетка и мяч коснулись друг друга. Это означает, что мяч должен изменить направление. Как это делается? Да просто. Сигнал о совпадении ракетки и мяча опрокидывает триггер, отвечающий за знак скорости мяча. Плюс на входе интегратора сменяется минусом - соответственно, направление его движения меняется на противоположное.

Это всё, ясное дело, нужно продублировать - координат-то у мяча - две. А ракеток - до пяти штук. И соответственно - до пяти устройств, которые проверяют на совпадение. А ещё стенки... а ещё границы экрана... а когда мячик ударяется - нужно цокнуть динамиком... Приличная телеигра состояла из сотен радиодеталей.

Почему я это всё вспомнил? А набрёл тут в Интернете на схему телеигры. Почти что той самой. Подключается к телевизору, два джойстика, на экране - тот самый теннис... Только вот схема не та. Всей схемы - один таракан да десяток резисторов, для сопряжения его, таракана, с кнопками джойстика и видеовходом телевизора.

И таракан вовсе не специализированный - напротив, универсальный микроконтроллер. И совсем не высокопроизводительный - 286-й интел его обскачет, не вспотев. И памяти у него на борту - всего ничего. Ста байт не наберётся. И ПЗУ крошечное - менее двух килобайт, 1К команд влезает. Никаких спец-портов ввода-вывода, применимых для синтеза телевизионного сигнала - всё руками, то есть программно.

Конечно, это - геройство. Программист, написавший телеигру под сей камень, должно быть. положил на это немало труда. Прикинем. Одна телевизионная строка длится 64 микросекунды. Из них процентов 15 - всякая ерунда типа синхроимпульсов (за это время луч возвращается с конца предыдущей строки на начало новой), а остальные 85% приходятся на отображение. Это примерно 55 мксек. За эти 55 мксек нужно выдать в телевизор информацию о яркости точек на одной строке. Положим, мы ограничимся всего ста пикселями по горизинтали. Тогда на формирование одного пикселя в нашем распоряжении лишь 0.55 микросекунды. Вряд ли получится сформировать пиксель и выдать его в порт менее, чем двумя командами процессора (вынуть пиксель из памяти и сунуть в порт), а каждая команда - по четыре такта. Итого 1/(0.55/8) = 14.5 Мгц тактовой частоты. Берём камень на 10 Мгц, разгоняем до 15... :-)

Конечно, это - геройство, и на практике такая телеигра по нынешним временами представляет собой ценность более академическую. Но, чорт её возьми, насколько очевидным она делает прогресс - просто удивительно.

Продолжим об отпуске.

   
From: Vitaliy Vasiliev
Subject: Цифровые фотоаппараты - вопросы и предложения.

Hello dz,

Принимая во внимание то обстоятельство, что Вы любите письма, получайте. В выпуске от 26 июля говорилось:

"Можно обойтись и четырьмя мегабайтами, но тогда нужно иметь лёгкий доступ к каналу или просто к компьютеру - на дискеты списывать. Это, впрочем, реально - в том же Сочи есть возможность получить повременной доступ к писюку, даже с правом посылать e-mail."

А почему не рассматривался вариант взять с собой notebook? А если у товарища на полке пылится оный, почему бы и нет? По-моему, LCD notebook с 486 процом можно купить за вполне приемлемую цену - 100-300$, по сравнению с ценой цифрового фотоаппарата это не так много. Конечно, это не пенёк, но там и хард, допустим, 250MB, и дисковод 3,5', и с собой даже в поход или в глухую деревню взять можно, и по потребностям в электропитании от цифровых фотоаппаратов не сильно отличается. К тому же, какой-никакой комп со всеми вытекающими преимуществами, как то, интеллектуальная печатная машинка, хранилище и приёмник разнообразной цифровой информации, софт всякий разный...

Ещё скачал jpeg-и:

http://www.dz.ru/issue/i/event/jul99_vacations/d_and_d.jpg http://www.dz.ru/issue/i/event/jul99_vacations/digiphoto.jpg http://www.dz.ru/issue/i/event/jul99_vacations/plane.jpg http://www.dz.ru/issue/i/event/jul99_vacations/wave.jpg

Хотел "вблизи" рассмотреть, думал, что это сам фотоаппарат в эти jpeg-и утоптал графику... И обнаружил в начале каждого из них кучу хлама, который оставляет PhotoShop 5.0, включая превьюхи. Вы что, после фотоапарата как-то шлёпом обрабатываете картинки? И ещё - нельзя ли выложить на сайт сэмплы, получаемые с фотоаппарата при различных режимах (размерах, качестве)? Лично мне было бы интересно увидеть примеры получаемых картинок, помимо обзоров по цифровым фотоаппаратам.

Best regards,
Vitaliy

Не рассматривался и ещё один вариант - использовать фотоаппарат Sony Mavica с записью на дискеты. Это, на самом деле, вариант идеальный - дискеты стоят копейки, продаются почти везде, служат долго и не слишком велики в объёме. Песня.

Но. Есть пара минусов. Один несущественный - дискеты менее надёжны, чем флеш, винты, сидюки или отправка домой по емейлу. Второй - существенный. Все известные мне модели цифровых фотоаппаратов, поддерживающие запись на дискету имеют качество заметно ниже среднего и рекомендовать их к покупке я не могу. Увы.

Вариант с ноутбуком. Да, действительно, это - вполне себе решение. Я буквально вчера сходил на Митинский рынок и нашёл там ноутбук за $120, словно бы специально предназначенный для скачивания фоток - 85 M HDD, 2 M RAM, монохром. Ничего лишнего, а под три сотни фоток скачать можно. И выгодно - по сравнению с флешом выходит вдвое дешевле - $1.5 за мегабайт против трёх у флеша. Но, конечно, за это надо платить громоздкостью.

О фотографиях. Да, почти 100% иллюстраций dz online проходят чрез фотошоп - иногда обработка сводится к кадрированию, иногда вообще ничего не делается - просто мне удобнее прогонять всё через него - такова технология. :-) Как правило, кадры требуют коррекции гаммы, уровней, порой - цветовой коррекции, но это редко.

Франк Борланд

Несколько интересных ссылок.

Сначала - ресурс общечеловеческий. Сайт о пиве. Автор утверждает, что это - самый большой сайт о пиве. Он же призывает не упустить из вида "коллекцию этикеток Жигулевского собранную Майком Науменко".

А это - для программеров. Музей Борланда. Здесь можно скачать Турбо Си 1.0 и увидеть самого Фрэнка Борланда, мифического персонажа из прошлого компании. Увы, нет ничего о братьях-создателях первого турбодебаггера, о Филипе Канне... и вообще самой истории - не ахти, как много. Просто-таки мало. Может, со временем будет больше?