Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer. |
Я был совершенно уверен, что бытовой электромобиль - дело завтрашнее, и сегодня использовать его в реальной жизни невозможно. Ан, оказывается, ВАЗ уже создал электромобиль на базе Оки, способный пройти без подзарядки 100 Км. А если идти медленно (40 км/ч - доползти до дому - сойдёт), то и все 130. То есть даже в огромной Москве на такой машине можно сделать серьёзную ездку через весь город, если вечером вернуться домой и поставить её заряжаться. А уж для того, чтобы съездить на работу и по возвращении совершить рейд по магазинам ста километров - за глаза и больше.
Конечно, динамика у электромобильчика никакая, 14 секунд до 60 км/ч, но, во-первых,
и бензиновая Ока этим делом не блещет, а во-вторых - это вопрос времени. Будут
аккумуляторы поёмче, можно будет сделать и машину подинамичнее. Думаю, вопрос,
в основном, в соотношении ёмкости и массы аккумуляторов.
Кстати, о последних - торможение в электромобиле сделано по уму - энергия при нажатии на тормоз возвращается в аккумуляторы. Не вся, безусловно :-), но хоть что-то.
Впрочем, Ока-электро - это ещё ерунда. Вот электрический концепт-кар Рапан (фото слева) - сила. Кто сказал, что дизайн "десятки" - это самобытный авангардизм? Вот где авангард-то...
Вернусь, однако, к более приземлённым вопросам - цене топлива, к примеру. Ёмкость батарей этих электромобилей - 12 Квт.ч. То есть если принять КПД процесса заряда за 50%, полный заряд будет обходиться в цену 24 Квт.ч. электроэнергии. Поездка на работу и назад при условии, что работа в 20 Км от дома будет требовать от нас полной зарядки примерно раз в 2.5 дней. Итого в месяц - 288 Квт.ч.. Ну пусть 300. Потому что по выходным мы вместо работы ездим в магазин и к маме в гости - это больше, чем 20 Км.
Даже если принять стоимость электричества в рубль за киловатт-час (источник - см. себестоимость), "заправка" электромобиля будет обходиться в 300 руб в месяц. У меня столько стоит заправка одного бака бензина... конечно, этот бензин позволяет мне разгоняться не за 14 до 60, а за 11 до 100, но это уже второй вопрос.
Впрочем, если сравнивать машины одного класса, то есть Оку-бензин и Оку-электро, то картина уже иная.
Прикинем грубо цену километра на электротяге и на бензине. Бензин - у той же Оки порядка 4л/100 км, 4*7.50 = 30 руб./100 км. Электричество - 24 Квт.ч/100 км, то есть 24*1р/квт.ч = 24 руб./100 км.
Разница уже не так велика, но всё равно в пользу электричества. А если учесть, что оно бывает и дешевле рубля за киловатт-час... Да и другие плюсы есть - отсутствие коробки передач, к примеру - ну и педали сцепления вместе с ней. Отметим - не наличие коробки-автомата, как в обычных бензиновых и дизельных машинах, а полное отсутствие переключения передач, вариатора и т.п., а значит - простота конструкции, управления, и такая приятная штука, как полное отсустствие разрывов тяги и резких изменений усилия на колёсах во всём диапазоне скоростей. Кроме электромотора это может лишь вариатор, но он дорог и сложен в производстве.
Короче говоря, если бы такие машины сегодня продавались по цене, соизмеримой с обычной Окой - на них был бы спрос. Уверен. Жаль, что всё это - лишь опытные экземпляры.
Реклама | |||
|
Между прочим, смешная мысль... если бросить на заднее сиденье электромобиля обычный бензиновый мотор-генератор на три киловатта и канистру бензина, то дальность хода машинки можно увеличить принципиально. Нужно только вывести выхлопную трубу в окно и включить погромче музыку. :-)
А если его же установить штатно под капот, то получится гибридная машина, требующая гораздо меньшей ёмкости аккумуляторов (подзаряжаются-то они постоянно) и располагающая обычным, "бензиновым" запасом хода. Но поскольку двигатель у неё малого объёма и постоянно работает в идеальном режиме, загрязнять окружающую среду она будет куда меньше обычной бензиновой машины.
И ещё одна любопытная мысль из той же обоймы.
Создание полноприводных автомобилей сегодня - задача нетривиальная и неприятная. В первую очередь тем, что требует системы управления распределением тягового усилия двигателя на передние и задние колёса. Дело в том, что постоянный полный привод неэкономичен и приводит к повышенному износу колёс. Посему его стараются делать отключаемым - точнее, включаемым автоматически. А с этим - масса проблем. Требуются специальные муфты и электросцепления, второй дифференциал и карданный вал, всё это - дорого и сложно в ремонте.
Почему бы не сделать полноприводный автомобиль гибридным? Привод на передние колёса - обычный, механический, а на задние - электротрансмиссия. В нормальном режиме она отключена, а стоит появиться пробуксовке или сносу колёс - компьютер должен подключить электромоторы задних колёс к генератору и обеспечить полный привод.
В дополнение, такая машина могла бы обладать режимом "подключаемой автоматической трансмиссии". То есть: хочешь - едешь на переднем приводе в режиме ручной коробки передач, а хочешь - на заднем приводе в режиме "автомата" - правда, без полного привода. Это удобно в пробках и во дворах, когда необходимо "ползать" с низкой скоростью и необходимость работать сцеплением изрядно напрягает. При условии, что ты не на льду, конечно.
Реклама | |||
|
Khalyava please.
BE OS 5.0 можно скачать и использовать для личного, некоммерческого применения совершенно бесплатно. Из нового в "пятёрке" - поддержка контроллеров FireWire (1394), новая файловая система для CD ROM, позволяющая работать с звуковыми дорожками как с WAV-файлами, улучшенный веб-броузер, приложение для "прожигания" компакт-дисков, доступ к файлам на дисках в формате NTFS (Win2000) и ext2 (LInux), работа с принтерами по USB, новые драйверы и т.д.
Спасибо за Ваши ответы на анкету! Этот номер специально не сделан текущим, чтобы ещё немного продержать анкету на виду и подождать тех, кто читает нас не ежедневно.