<<<предыдущий список следующий>>>

Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer.


7 Мая 1999

Сегодня в спортивном комплексе "Олимпийский" прошла церемония вручения национальной премии имени Попова (а вовсе не Маркони) в области радиовещания. И, что интересно, в номинации "Специализированные программы" победила программа "ЭхоНет", программа, посвященная Сети.

Те самые Глеб Сеткин и Александр Плющев, которых мы сегодня поздравляем!

Этот факт нельзя не отметить как соответствующий духу времени, но, всё же, мода - модой, а на одной моде у таких конкурентов, как "Хронограф" Русского Радио и "Домашняя Академия" Радио России не выиграешь. Так что ещё раз поздравляем, и желаем всяческих удач. :-)

Приехал тут ко мне в гости некто Анатолий Левенчук. Компакт-диск привёз. Нет, два компакт-диска. Кто такой Левенчук? Да-да, это тот самый, чей Либертариум столь популярен и посещаем. Но, как он сам пять-семь раз за вечер подчеркнул, Либертариум - это проект не по основной специальности Анатолия. Основная его специальность в нашей стране не очень популярна, хотя спрос на неё явно есть. Анатолий занимается венчурными инвестициями. Это когда, с одной стороны, есть люди, желающие вложить деньги в что-нибудь прогрессивное и перспективное, а с другой стороны - есть люди, желающие не угробить свое прогрессивное и перспективное по причине отсутствия денег.

Левенчук избрал своей миссией работу на благо обоих этих страждущих в качестве связующего звена.

Да. Так я начал с компакт-дисков. Вернёмся к ним. Но начнём издалека.

Если, скажем, взять партитуру какой-нибудь хорошей, душевной и вкусной вещи (ну, к примеру, ария Христа из "Суперстара") и вбить её в компьютер один в один, то результат слушать будет невозможно. От партитуры до реального исполнения - как от нас до небесной канцелярии. Сухие и однообразные ноты не тронут струн вашей души, будь произведение хоть хитом всех времён и народов, как, к примеру, та же самая ария Христа. Пианист ведь, право, не пустое место. Даже когда он не отходит от нот, не импровизирует, свободы довольно много. Можно играть ноты тише и громче, можно чуть опережать события или наоборот, с оттяжечкой... есть в распоряжении исполнителя мелкие феньки, мелизмы, есть своя манера в исполнении тех же триолей - у одного первая нотка из трёх звучит существенно сильнее, другой сочтёт, что они должны быть ровными, у третьего, в конце концов, средний палец побаливает... да мало ли, сколько тонкостей отличает живое исполнение от тупого и прямолинейного долбления нот по партитуре, на которое только и были способны MIDI-инструменты до недавнего прошлого...

Нет, конечно же всегда можно было сесть за MIDI-клавиатуру и сыграть самому. Если умеешь и как умеешь. Купить MIDI-барабаны и позвать барабанщика, чтобы сыграл ударные, позвать пару пианистов с мировыми именами, чтобы записали клавиши... остальные инструменты, правда, так просто в MIDI не закатаешь, но даже если бы это было просто - не все это могут.

А вот партитуру закатать в миди-редактор, да тем более ещё и собственного сочинения - это всякий может, кто музыку вообще пишет. Правда, пользы с этого маловато. Скучно она звучит. Конечно, есть несколько способов оживления композиции. Первый и самый простой - сесть и вручную скорректировать каждую ноту - выставить громкость, если нужно - подвинуть туда-сюда чуток, ну и так далее. Я вам скажу - это истинный геморрой. Лично у меня на простых мелодиях на это уходило часа по три на куплет, причём ни разу ещё результат до конца меня не удовлетворил. Тут, правда, уместно вспомнить об опыте и мастерстве, но как ты ни будь опытен, одно дело - сыграть фразу на рояле или гитаре, другое - подобрать ту же артикуляцию в MIDI-редакторе. Написать, послушать, поправить, послушать, поправить, послу... ну и так далее. А потом, после редактирования предыдущей и последующей частей выяснится, что из глобального замысла этот фрагмент выбился и его нужно переделать. К вечеру болят уши (если вы были в наушниках) или бесятся окружающие (если без), произведение ты уже слышать не можешь, а звучит оно не столько живо, сколько умученно.

И хорошо еще, если оно вообще является целью твоей работы. А коли это лишь рыба, на фоне которой ты собираешься сыграть одну-две партии живьём на гитарке? Если это просто барабанный трек для группы, которая не может себе позволить репетировать с живым ударником? Да, в конце концов, пусть даже это и потребует ручной доводки - но хоть тривиальные-то вещи можно навесить на компьютер?

В общем, до приезда Левенчука я бы сказал "отчасти можно" и скорчил бы морду весьма недовольную.

А теперь я уж не знаю, что и ответить. Ну да закончим отступление.

В Росии создана методика преобразования миди-партитур (и соответствующая программа), которая творит чудеса. Я не перебарщиваю и не шучу - такого ещё не было. Это - гасите свет, сливайте воду и не ходите в музыканты. Кончились музыканты, останутся только виртуозы, но непонятно, откуда они возьмутся - "проходные" партии теперь машина играет так, что десять лет учись - не факт, что победишь.

Буквально, джентльмены, буквально. Никаких гипербол. Эта софтина играет те самые скучные "мидяшки" не просто хорошо - она играет их отвязно. Она играет с соком, с оттяжкой, с тем самым, чего нет у сиквенсора и есть у музыканта, который не пилит за деньги, а вошёл во вкус. Это невозможно, но факт.

Мало того. У неё есть полтора десятка "ручек" - параметров преобразования, которые можно крутить-вертеть, получая исполнение, акцентированное (в широком смысле слова) так или иначе, причём менять параметры можно прямо на ходу, запросто лавируя между стилями - в известных, конечно, пределах. Фактически, это и есть самое интересное.

Авторы, к примеру, предлагают такой вот эксперимент. Берём программу, и подбирая параметры, "учим" её стилю игры какого-либо исполнителя. Для этого на вход даём партитуру, слушаем оригинальное исполнение и подстраиваем наши "ручки" так, чтобы программа играла аналогично. (Играет действительно чертовски похоже - я слышал всё это на демо-компакте.) Теперь мы располагаем комплектом настроек и можем заставить нашего виртуального исполнителя "сыграть" любую другую композицию. Кто вам нужен на басу - Маккартни или Вотерс? День работы по настройке, и он ваш. Впрочем, это в нынешнем, некоммерческом состоянии. Я представляю, что будет, когда это появится в магазинах. "500 лучших музыкантов мира в одной коробке."

Ну и последний удар. Мужики, создавая это чудо, случайно так хорошо построили теорию анализа музыки, что как-то побочно написали... ну как это назвать... генератор мелодий, да? Ну, композиторёнка такого электронного. Ему дают гармонию ("аккорды") и ритм, а он на это сочиняет. Говорят, с точки зрения теормуза не придраться точно, с точки же зрения эстетики... я слушал... это не хиты, но не скажи мне Левенчук, что оно сочинено машиной, я бы и не заметил. Классическая джазовая композиция - ровненькая, конечно, без изюминок, но и без изъяна. Если бы какая-нибудь ресторанная команда такое отыграла - сошло бы на четвёрочку. Да что говорить - оно будет посильнее чем 90% современной попсы.

Вот так.

PS: Она не продаётся, не раздаётся, принцип действия не разглашается, так что увы, пока нам с вами остаётся лишь облизываться и ждать... потому и ссылок нет. Если вы - не потенциальный инвестор, то пока не о чем говорить, а если вы - он самый инвестор, связывайтесь с Левенчуком или со мной.

А кто не верит и хочет убедиться, пусть же убеждается, слушая этот мпег с компьютерным исполнением сухой мидяхи. Автор произведения - Виктор Барилов. Исполняет компьютер.

Кстати, чуть не забыл - Сеткин взял у меня микро-интервью для ЭхоНета, оно выйдет в эфир в понедельник (01:05 и 19:35) и во вторник, в 12:47. Нельзя, впрочем, сказать, чтобы я там в нём какое-либо откровение из себя исторг, так, несколько слов на довольно общие темы.