<<<предыдущий список следующий>>>

Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer.


8 Января 1999

kindzadza.jpg (15474 bytes)Давеча читатели обратили мое внимание на то, что Озон содержит у себя на борту вожделенный каталог российских фильмов и актеров. Я тут как-то писал, что, мол, у врагов есть, и нам неплохо бы. Так вот - и у нас есть!

Вот, к примеру, та же Кин-дза-дза в этом каталоге. И неплохой, надо сказать, вышел каталог - информация, кадры, даже видеоролики в RealVideo и AVI. Я, надо признаться, и раньше к Озону был неравнодушен, а уж теперь и вовсе им горжусь. Всем пригож сайт - красив, наполнен и полезен. Правда, проверить степень полезности мне не доводилось. Хотел было сделать это прямо сейчас, заказав что-либо, но наложенный платеж Озон отключил из-за плохой работы почты, а на кредитку я как-то не клал деньги с Августа месяца... :-) Кстати, число способов доставки товара с Озона и методов принятия платежа, в общем, радует - есть, из чего выбрать.

Еще пару слов о вчерашней теме - id, Quake Arena и будущее Земли. Получив пару писем я понял, что надо досказать пару слов.

Итак, деньги такой фирме, как id можно делать на: продаже движков, продаже игр с хорошим сценарием (игр под "проход" - одиночную, зачастую не слишком профессиональную игру против монстров) и продаже игр, рассчитанных на мультиплейер. Aka deathmatch.

Судя по всему, id сделала ставку на продажу движков и мультиплейер.

Почему это кажется неудачным решением:

  1. Есть подозрение, что id приняла это решение не потому, что хочет, а потому, что вынуждена. То есть, вероятно, хотели бы и со сценарием, да не могут. Это тем более вероятно, что нет причин не делать сценарий кроме нехватки денег, времени или умения. Наличие сценария не обедняет игру, как ни крути.
  2. Игра, вызвавшая столь много восторгов имеет великолепный сценарий. Вывод - сценарий ценится. Следствие - игра без сценария обладает одной ценностью меньше.
  3. Продажа движков может вытянуть и одна, когда нет соперников. Но они есть, а отказ от мотора Q2 в пользу мотора Ureal при производстве некоторых игр показывает, что даже выпустить хороший движок мало - нужно, чтобы конкуренты не сделали лучше еще с год-полтора, пока идет разработка игр, ориентированных на твой движок.
  4. В мультиплейер играть СЛОЖНО. Масса людей, которые могут, худо-бедно, проползти на пузе Quake не вытянут и 10:1 у СРЕДНЕГО игрока в deathmatch. Это несколько не так, кстати, с HalfLife, который тоже существенно тяжелеет от уровня к уровню, но все равно играть против людей - сложнее, чем против любых монстров - против людей нет Save/Load, этого супероружия single player! К чему я это? Масса покупателей не любит это самое "сложно". В предыдущих играх от id было все для всех. Для сильных игроков - deathmatch, для слабых - single. Arena же будет только для сильных! Даже если "поставить" deathmatch "на маленький огонь" :-), через два дня занудишься бегать по одним и тем же комнатам.

Резюме: По всей вероятности, id лишила себя сущетвенной части покупателей из-за нехватки денег на разработку уровней. Это может оказаться прибыльно только если в мире - дикий бум мультиплейера и спрос на single player крайне мал или если движок от Arena даст кучу прибыли.

И то, и другое, по меньшей мере, пока не очевидно.

А посмотреть вчера рекомендованную видюху стоит - она хоть и страшненькая, некоторое представление дает. Но не от всего в ней надо падать в обморок. Настает эра акселераторов, и сегодня что может один другие быстро сделают, а что не может популярный дешевый акселератор не сделает никто. Это нивелирует движки, и, естественно, снижает спрос на них. Еще один минус.

С другой стороны, если Valve лицензирует у id движок от тринити и сделает на нем еще один хит, я буду рад. Движок, кажется, выходит хороший.

Читатель предлагает.

   
From: Ruslan Zalata
Subject: О футболе для pоботов и тд..

Пpивет dz!

Пpочел твой выпуск dz-online за 6 янваpя - много интеpесного, особенно заметка о чемпионатах по футболу сpеди (так и хочется сказать - юниоpов :-)) pоботов.

Интеpесно, что подобные соpевнования сpеди "думающих" пpогpамм не новы. Давно уже пpоводят соpевнования сpеди пpогpамм, умеющих "игpать" в шахматы или тpивиальные "кpестики-нолики". С дpугой стоpоны, что касается AI, в последнее вpемя пpогpаммиpующий люд упpажняется в писании ботов (думающих монстpов) для pазных quake-подобных игp. И хочу заметить, сpеди последних есть достаточно неплохие пpоpаботки в области AI (мне симпатизиpует в этом FrogBot). Так вот, к чему я все это пишу тут - почему бы не устpаивать подобные чемпионаты сpеди ботов ? "Футбольное" поле самим Богом в лице id-software послано, сеpвеpа есть уже готовые под массу опеpационок. Да и наблюдать за пpоцессом достаточно пpиятно зацепившись на тот же сеpвеp спектpатоpом :-). Вpоде все пpосто, однако
же не пpоводят такие чемпионаты, или, во всяком случае, мне не удалось найти в Сети инфоpмации о них :( А жаль!

C U
rz

 

Слово "думающие", все же, из остатков уважения к собственному биологическому виду предлагаю писать в кавычках, когда речь идет о софтинках :-), а в остальном - отличная идея! Это более доступно и явно не менее зрелищно, чем футбольные чемпионаты. Только зачем ограничиваться квейком? Нужно сделать целую линейку чемпионатов по компьютерным играм среди AI-программ. От юниоров (программы для игры в тетрис) до суперсофтин для прохода квестов. :-)

Шутки шутками, а чемпионат между ботами провести - действительно правильная идея. Нет ли среди наших читателей никого, кто бы осилил учинить такую штуку? Прозвучать можно на весь мир, без преувеличения.

Основная проблема - совместить код двух разных роботов в одном прогоне игры. В зависимости от того, сколь чисто написаны роботы, это может быть очень легко или очень трудно. Но вряд ли невозможно.

PS: Наш читатель, Danila Medvedev, высказал интересный аргумент против современных сюжетных игр, цитирую: "Дело в том, что в Думе и Кваке 1 синглы были спортом, а в тех играх, где есть сюжет - нет. Два раза проходить один сюжет неинтересно."

По всей видимости, Данила полагает, что когда неизмиенный сюжет начинает превалировать над вариативностью игры против монстров внутри уровня, теряется (подавляется) разнообразие single player-а, этой вариативностью обусловленное. Отсюда парадокс - Quake и Doom можно было проходить по много раз, а QII и HalfLife как-то менее для этого пригодны.

Правда, может быть еще и в том дело, что они просто длинее и тяжелее, и их нельзя пройти так вот, влегкую за вечерок, как Q1?

Я вам вчера о Crazy Couneter-е Рыжковском написал, а о том сайте, который он пародирует - нет. А ведь я это зря. Знакомьтесь - Russian Music Counter. Счетчик посещений для сайтов музыкального характера. Для тех, кто делает сайты - еще один счетчик, для тех, кто их посещает - еще один каталог. Может быть, и вы найдете там что полезное.

И еще одна ссылка под занавес - все про AMD. Сайт для тех, кто спит и видит K7, или же бодрствует и видит K6. :-) Впрочем, некоторые статьи представляют и общий интерес, вне зависимости от ориентации читателя.