Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer. |
"Языковая" дискуссия дала любопытный результат. Мне прислали ссылку на шикарный ресурс из серии "в библиотечку агитатора" - за что мы ненавидим Ма... нет, Жабу, извините. Это так называют Яву те, кто ее ненавидит. Ресурс на самом деле хороший - Ява заслуживает массы пинков и уж автор постарался не пропустить ни одного шанса отвесить разработчикам. Пожалуй, даже перестарался. Выше - ссылка на первый транш пинков, а вот тут - второй.
Читая его, я вспомнил, что как-то единожды сильно обиделся на препроцессор и задался вопросом - а зачем оно на свете существует, это самое препроцессирование? Зачем #if#then#else, если есть if(){}else{}? Почему компилятор может вычислять константные выражения, но не может отрабатывать константных операторов прямо на этапе компиляции? Конечно, это не решает тех задач, что по силам макрогенерации, если язык этого каким-либо образом сам не позволяет, например, в нём отсутствует оператор "eval", но "это уже второй вопрос". Даёшь константные операторы.
Фактически, несколько претензий к Яве в вышеуказанном документе сводятся к отсутствию в ней именно этого свойства. Отмечу, что это - вопрос от самого языка зависящий мало, и фичу сию можно ввести постфактум, благо эффект от нее чисто оптимизационный, если не брать динамической генерации кода.
Мимо слова MIDI, наверное, не проходил ни один компьютерщик мира. То есть в теории все знают, что это такое и примерно представляют, зачем это. Но, как правило, примерно. Хотя штука-то довольно примитивная и не столь уж на многое способная.
Что не умаляет ее достоинств, впрочем. Итак, MIDI. Технология пришла из далекого прошлого. Кто-то когда-то вставил в первый электроорган микропроцессор и вывел его последовательный порт на заднюю стенку. Ну и научил оный процессор при нажатии клавиши посылать в порт определенный код. Потом появился MIDI-вход, с которого микропроцессор мог получать сигналы нажатий клавиш и заставлял в соответствии с ними свой инструмент звучать.
Гоп-гоп, хорошо, гей-гей, здорово - музыкант мог теперь сыграть на двух инструментах одновременно - звучали они хором, издавая одни и те же ноты. Не бог весть, какая победа, но с нее все и началось.
Сегодня MIDI, в основном - средство сопряжения музыкальной аппаратуры с компьютером. При этом музыкальную аппаратуру по отношению к MIDI можно разделить на клавиатуры и синтезаторы. Клавиатура - это то, на чем можно что-нибудь нажать, породив в MIDI-выходе событие. При этом сама она может уметь или не уметь звучать - не важно. Синтезатор - то, что, получив на MIDI-входе событие, озвучит его сколь-нибудь предсказуемым способом. При этом оный может иметь, а может не иметь собственную клавиатуру.
Отметим, что слово "клавиатура" применяется здесь не совсем правомочно. Просто в большинстве случаев MIDI-события вводятся человеком в MIDI-систему именно посредством классической фортепианной клавиатуры. Но так бывает не всегда. Как минимум можно назвать педали, подобные басовому регистру духового органа, "лепешки"-барабаны, игра на которых палочками позволяет "мидифицировать" труд ударника, MIDI-гитару с кнопочками на грифе, которая позволяет легко вводить гитарные партии, на заморачивая мозги переложением их на рояль и, наконец, устройства крайне специфические, типа спектроанализатора, способного мидифицировать почти что все, что угодно.
Читатель, вероятно, уже сделал обобщение - существует класс устройств, "игра" музыканта на которых сопровождается не столько звуками (клацание клавиш не считаем), сколько сигналами на пятиштырьковом разъеме оных устройств. Сигналами, дотошно описывающими взятые им ноты.
Классический сценарий использования MIDI-систем выглядит примерно так. Музыкант сочиняет мелодию, возможно - с применением машины, возможно - без, и ставит перед собой задачу ее аранжировать. Для этого он с применением MIDI-клавиатуры или иных MIDI-устройств вводит партии одна за одной в машину, при необходимости подправляет партитуры программой - музыкальным редактором либо переигрывая с той же клавиатуры куски заново, и, когда результат кажется удовлетворительным, готовое произведение проигрывает и записывает получившийся звук на аналоговый или цифровой носитель, но уже не в MIDI, а в формате wave или аналогичном. Произведение готово.
В принципе его можно распространять и в формате MIDI, и так даже делают, но при этом качество результирующего звука редко оказывается таким, какое имел в виду и смог получить на своей технике музыкант - дешевые бытовые звуковые карты могут воспроизводить MIDI, но делают это, увы, не так чтобы идеально. А таких карт - пруд пруди.
Музыкант же при воспроизведении MIDI либо использует высококачественные звуковые карты, либо подключает внешние синтезаторы посредством того же MIDI.
Впрочем, не только для профессионального музыканта MIDI представляет интерес. Есть еще музыканты-любители и еще одна категория - учащиеся.
Научить сына или дочь музыке - много кто хотел бы. Но искать, покупать, переть в дом и куда-то в нем запихнуть пианино - зачастую, задача неподъемная. Отсюда возник вопрос - можно ли избежать этого кошмара, прибегнув к помощи MIDI?
Отвечая на вопрос мы, первым делом, очертили задачу. Предположим, что приличный компьютер в доме есть и нужно лишь выяснить, что к нему прикупить. Ответ, в общем, очевиден - прикупить нужно хорошую звуковую карту и хорошую МИДИ-клавиатуру. Опять же, с звуковой картой все плюс-минус ясно. Покупать нужно карту с wavetable-синтезом, и тут пойдет почти что все, что есть на рынке. Ну уж, по крайней мере, вейвтейбловский бластер. Этот вопрос достаточно хорошо исследован, опустим его.
А вот вопрос, какую MIDI-клавиатуру покупать, меня лично ставил в тупик. Ровно до сегодняшнего дня. Сегодня я знаю ответ.
|
Как он был получен. Мы поехали в Boston PC, пообщались с сотрудниками и выяснили, что выбор состоит из тех классов устройств. Клавиатур без чувствительности к скорости нажатия, клавиатур, чувствительных, но попроще, и клавиатур условно крутых. Клавиши, неспособные отличить пинок от поглаживания мы отвергли с гневом, а из двух других классов выбрали по представителю, и уехали с ними домой, воевать.
В багажнике лежали 49-клавишный QuickShot 5836 и монстроидальный Evolution 200 с 61-й клавишей. В уме стоял вопрос - стоит ли Эволюшн своих трехсот баксов, коль скоро Квикшот можно взять менее, чем за 120?
Первый после распаковки взгляд и сравнение содержимого упаковок заставили нас усомниться в том, что Эволюшн победит, и вот почему.
QuickShot 5836 | Evolution 200 | |
Педаль | Есть | Нет (можно подключить) |
Питание | От компьютера (можно от блока питания или батарей) | От блока питания (есть в комплекте) |
Софт | CakeWalk Home Studio | Самодельные аналоги |
Число клавиш | 49 (4 октавы) | 61 (5 октав) |
Число регуляторов | 2 (тональность и программируемый) | 1 (только тональность) |
Встроенный синтез | Нет | Есть |
Кабель | Клавиатура-компьютер и обычный MIDI | Только клавиатура-компьютер |
|
Выигрывает по этой таблице Evolution лишь по одному пункту - у него пять октав. Наличие встроенного синтезатора вряд ли стоит считать плюсом - качества он посредственного, а деньги за него плати. При использовании в режиме MIDI-ввода или игры через компьютер - пустая трата средств.
Так мы размышляли, пока игрались с Evolution. А как подключили QuickShot - стало ясно, что не все так просто, и чудес не бывает. А когда дали поиграть на нем приглашенному для такого случая эксперту, имеющему опыт обучения игре на клавишных, все и вовсе встало на свои места.
|
Итак, различие по числу октав. Если вы занимаетесь вводом партий, то четырех октав, скорее всего, достаточно - возможно, придется вводить сложные партии за несколько заходов, но это в любом случае не редкость, и вряд ли вызовет проблемы. Исполнение же классических произведений требует пяти октав как минимум, а лучше - шесть. Во всяком случае, наш эксперт несколько раз попадал пальцами в пустые места за краем клавиатуры играя произведения, конечно, сложные, но довольно известные и при обучении игре применяемые.
Различие по качеству клавиш. Увы, QuickShot тут проседает существенно, даже на неискушенный взгляд. Начнем с того, что клавиши просто-напросто разной высоты. Нажимаются слишком легко - научившись на таких играть, к роялю не подходи, не одолеешь. Ощущение при нажатии - эксперт сказал, что "не то". Поверим. :-). С Evolution все куда лучше. Стройный ряд, более упругие пружины, тактильно ведут себя ближе к клавишам классических инструментов. Тоже не совсем то, но оценка эксперта была куда выше.
|
Различие по динамическому диапазону. Динамический диапазон - это способность клавиши различать сильные и слабые нажатия. Чем большую разницу клавиатура в состоянии передать - тем лучше. Опять же, если вы вводите партию в компьютер, то все не так серьезно, так как общую громкость разных фрагментов произведения можно регулировать постфактум. Что же касается "живой" игры, характерной для процесса обучения, тут требуется качество повыше, и опять его показал Evolution. Он передает тончайшие нюансы, тогда как Квикшоту под силу лишь отличить удар со всей дури от удара не со всей дури :-).
Отсутствие в комплекте Evolution педали - безусловный минус. Но. Педаль можно приобрести отдельно, и при обучении ее вводят, как сказал наш эксперт, лишь с третьего года. За два-то года можно подкопить на это дело, право. :-) Она не так уж дорога.
Что касается регуляторов (pitch band wheel и modulation), то при обучении они вообще не нужны, а вот при вводе музыки - весьма даже.
Я думаю, читатель уже понял, к чему я клоню. К тому, что Эволюшн - инструмент, более пригодный для обучения игре на клавишных, а Квикшот - инструмент MIDI-музыканта-любителя.
Примерно так. Но не совсем. Во-первых, встроенный синтезатор в Evolution 200 - это, все же, сотня долларов в минус. Нет, конечно, получилась терпимая самоиграйка со всеми
|
классическими прелестями жанра типа партий ударных в сотне вариантов и соответствующих бас-треков, и если есть желание использовать ее на выезде, то "двухсотка" - разумное решение. Но думается мне, что 161-я модель того же Evolution - это примерно как 200, но без синтезатора. И более чем на стольник дешевле, соответственно. То есть для наших целей - идеальная машинка. Клавиш - пять октав, "колес" - двое, ничего лишнего. На $60 дороже квикшота. Жалко $60? А вот есть Evolution 149. Стоит столько же, сколько и "шот" ($120, напомню).
Увы, эти две модели мы не тестировали и не можем засвидетельствовать их качества. Может быть, в следующий раз. А пока можем только предполагать, и если вы будете выбирать себе МИДИ-клавиатуру - рекомендуем присмотреться к серии Evolution.
Ну и к компании Boston PC, которая предоставила оные клавиатуры на тестирование. :-)
PS: Текущие цены на MIDI-клавиатуры можно посмотреть, к примеру, в каталоге цен "Компьютерная столица".
"То, что у нас в стране стало повальным увлечением молодёжи (речь идёт о рейве и прочей кислоте) - в других государствах если и присутствует, то узкосконцентрированно в специальных клубах, и является очень специфическим, андеграундным видом субкультуры - неинтересной никому, кроме небольшого числа затуманенных наркотиками фанов".
Сайт, развенчивающий весь околорейвовский ажиотаж пункт за пунктом. Честно говоря, мне было бы интересно прочитать более глубокие обоснования утверждений, которые здесь расположены, но не потому, что я люблю рейв как звук :-), а потому, что он мне интересен как явление. Честно говоря, до посещения этого сайта я тоже полагал, что жизнь окончена и "весь мир тащится от рейва". Рад услышать из уст человека, которому в музыкальных вопросах я доверяю, что это не так.
Да, кстати, там же я встретил и вот этот вот значок. Как человек, отдавший сигарете восемь лет и уже лет пять не курящий, не могу его не вставить в номер. Вдруг кому поможет.
Увы, сайт принадлежит к числу никак не оформленных, что, увы, по нынешним временам - не дело. Да и материалов маловато. :-(