Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer. |
В ответ на мою деревенско-Интернетную печаль, излитую недавно в dz online пришло два письма, каждое из которых излагает вариант решения. Нет, увы, не вариант - путь к решению. Нет, даже не так - каждое из них содержит причину для появления надежды на то, что решение вообще доступно.
"Короче говоря, Интернет на селе - это, кажется, иллюзия. И когда ситуация переломится - я себе не представляю. Сколько там у нас процентов сельских жителей в стране?" У, как все запущено - GSM, спутники... А старая добрая КВ-радиосвязь? Берем радиолюбительскую станцию, подрубаем к компьютеру через (мамаша, вы будете смеяться) саунд-бластер, ставим соответствующий софт - и вперед! Конечно, 9600bps - это вам не E1, но жизнь в деревне отучает от спешки :-)
|
Ну, положим, это метод пробиться от деревни до деревни. Но 170 Км до Москвы, боюсь, вряд ли. Во всяком случае приличествующую такой задаче антенну и копию Останкинской башни на огороде мне построить не под силу. Даже если говорить о связи с райцентром, то кто-то же должен подключить меня к Интернету-то, то есть поставить там антенну, машину, бластер, радиостанцию...
Впрочем, тут весьма кстати письмо номер два.
Добрый день, Дмитрий! К вопросу о "деревне и нагане". На самом деле все обстоит не так плохо как кажется. Во всех областях нашей великой и могучей есть монстры монополисты. Они все известны. Это предприятия "Электросвязи". В доперестроечные времена они занимались и телефонами и телеграфами и еще чем-то там. Ныне всем хочется иметь кусок хлеба. Да не только сегодня, а еще и завтра. И пожирней. Я работаю в одной из таких контор. У нас есть все для создания и-нета в таких дырах как ты описал. А точнее каналы. Как цифра, так и аналог. Года 2-3 назад начальство подумало "А не заюзать-ли нам и-нет?" Заюзали. Но областном центре уже появились к этому времени конкуренты. Вот тут то и вспомнили про райцентры. А у нас их около 35. И вот уже около 14 узлов работает. В некоторых райцентрах население не более 10 тыс. чел. Правда и пользователей там не много. На узел в среднем приходится 10-15 человек. Не фонтан конечно. Но и узел больших капвложений не требует. Каналообразующая аппаратура позволяет отдавать данные по интерфесу v35.Вот почесав репу мы берем комп не особо накрученный (P166, 32 мега ОЗУ, 1,5 гига винт) , недорогой маршрутизатор от NSG http://www.nsg.ru, мультипортовку у www.zelax.ru, ну и штуки три курьера. Все это барахло собираем в кучу (некоторые модели маршрутизаторов втыкаются прям в слот ISA) и громоздим туды FreeBSD. И узел готов. Стоит он ~70-80 тыс деревянных. За 8-10 он окупается. Персонал? А какой персонал? Все рулится центролизованно из областного центра обычным телнетом. Единственное что требуется от персонала так это не подходить к компу и собирать деньги с пользователей. Думаю за год-два сделаем всю область. Конечно есть дыры где и телефона-то нет, но там как правило и-нет не нужен. PS: Намеренно не сообщаю, что это за область что-бы мое письмо не выглядело рекламой. PSS: Зато теперь очень удобно сидеть на ступеньках бани, потягивать пиво и с ноутбука строчить письмо DZ :) С наилучшими Руденко Максим
|
Неее. Я писал про гораздо более дыристую дыру. :-) Слева лес, спереди река, справа деревня, в деревне два телефона через соседнюю деревню. То есть чтобы заполучить там третий телефон придётся ставить уплотнитель (что, впрочем, не есть большая проблема - $1200 за комплект, 8 телефонов по двум парам), а потом искать провайдера, до которого можно дозвониться без межгорода.
В общем, надежда в моей душе ещё не умерла, но трепыхается совсем чуть-чуть, пульс - три удара в сутки. После завтрака, обеда и ужина, соответственно. :-)
Реклама | |||
|
В общем, я всегда любил Sound Blaster Live. Но так это, издалека. Платонически. Нет, конечно я знал, что это весьма удачная железка, что если дома заниматься музыкой - Live очень кстати, но не могу же я скупать все железки, которые считаю удачными.
До вчерашнего дня SB Live входил в число тех, которые я хвалил, но не покупал. Вчера я бросил всё и поехал его покупать. Почему? А я попробовал не послушать его, а использовать его как основу цифровой студии звукозаписи.
Это было оно. Правда, не только благодаря бластеру, но об остальном - дальше/ниже.
Все предыдущие попытки цифровой домашней звукозаписи обламывались об суровую действиетльность - звук получался откровенно гнусный, и никакими софт-эквалайзерами им иными эффектами спасти его было нельзя. Причин я насчитал две. Низкое качество АЦП звуковой карты и отсутствие внешнего компрессора.
С компрессором проблема известная - чистый гитарный/микрофонный сигнал содержит краткие выбросы (пиковые значения амплитуды), которые запросто выбивают из колеи АЦП, если уровень сигнала достаточно высок. Результат - щелчки и потрескивания там и тут. Если же уровень сигнала снизить так, чтобы пики укладывались в динамический диапазон, то 99% сигнала окажется сугубо в нижней четверти шкалы, то есть огромный кусок динамического диапазона уйдёт впустую - лишь на то, чтобы поглотить эти редкие выбросы. В сочетании с шумом звуковой карты и низким качеством преобразования это приводит к совершенно кошмарному обеднению звука - теряются не только нюансы, теряется почти всё.
Так вот - оказывается, если взять Бластер Лив и хороший компрессор, то теряется весьма мало. Конечно, назвать компрессором то, что я включал между гитарой и звуковой картой - кощунство, но, по крайней мере, компрессор там тоже есть. :-)
Итак, hardware:
Компьютер - PIII 500, SB Live!. Гитарный процессор - Digitech RP-12. Барабан-шайтан-машина - Alesis не помню какой. Бюджетный микрофон - не shure, но и не от компьютерного хедсета. Гитары - Ibanez корейской сборки (хамбакер, сингл, хамбакер, Флойд-роуз) и чешский бас по имени Jolana.
Software: SAW Plus 32 - софтверный многоканальный магнитофон.
Задача - записать болванку под тривиальный блюз. Болванкой в данном случае называют музыкальный материал, который обладает нужной структурой (ритм, последовательность куплетов, припевов, проигрышей и т.п.), но не обладает нужным качеством - он используется как заготовка для последовательной чистовой записи партий всех нужных инструментов один за другим.
Последовательность операций (установку и работу с SAW не описываю).
1. Создаём партию ударных на драм-машине. Втыкаем машину в линейный вход карты и пишем первую дорожку.
2. В режиме S-R-P (одновременное прослушивание уже готовых дорожек и синхронная запись новой дорожки) записываем ритм-партию. Гитара включается в гитарный процессор, процессор - в линейный вход. При этом в гитарном процессоре не забываем включить компрессор, а уровень записи ставим в максимум, извлекая из гитары, соответственно, максимально громкие же звуки. Поскольку гитарный процессор - тоже цифровое устройство, перегрузить вход АЦП он при должной настройке в принципе не сможет.
3. Так же пишем бас, выбрав на гитарном процессоре уместный в таком случае режим, но не забыв в нём компрессор. Перед записью этой (точнее, третьй по счёту) партии нужно снизить уровень уже записанных дорожек на 4-8 Дб. Дело в том, что все источники у нас - цифровые, поэтому уровень записи весьма высок. В результате в пиках громкости сумма амплитуд двух записанных дорожек может вылезти за пределы разрядности, в которой мы работаем и возникнут искажения. Кстати, если этого не случилось, значит, скорее всгео, дорожки записаны не с самым оптимальным уровнем.
Здесь возможны варианты. Например, более удачное решение - на выходе программного микшера программы многоканального магнитофона включить ещё один компрессор - в SAW это возможно, но я пока не пробовал.
4. Так же пишем соло. Ну, не соло - так, что-нибудь типа... :-) Важно только чтобы в этом "типа" присутствовали нужные акценты - те, которые принципиальны для композиции. Это важно просто потому, что когда мы будем записывать поверх данной болванки окончательные варианты партий других инструментов, можно будет ориентироваться по болванке... а то и эмоции какие-то испытывать - говорят, это тоже кое-что значит в музыке.
(5). Точно так же можно записать и голосовые партии. Я в данном случае этого не делал, но делал в другой болванке. Гитарный процессор (во всяком случае, это верно для RP12) вполне пригоден для работы с микрофоном. Из его возможностей я использовал компрессор, эквалайзер и ревербератор, но это тоже вопрос потребностей и вкуса - можно играться с хорусом, флэнжером и даже питч-шифтером! Сдвинутый на октаву вниз голос, тем не менее, звучит достаточно разборчиво - вокальные партии писать нельзя, но для фенечек - годится.
Партии гитар можно писать, слушая остальные инструменты через колонки. Для микрофона, очевидно, это неприемлемо - только наушники. В любом случае, очевидно, нужно принять меры к тому, чтобы исполнитель слышал себя.
Ревербератор и эквалайзер можно накладывать на дорожки и постфактум, уже в компьютере, но в RP12 он весьма и весьма неплох, и я счёл избыточным искать добра от добра.
6. Сведение. Вообще-то болванку не сводят - это рабочий материал, он не должен, в принципе, увидеть свет. Я, впрочем, свёл, но только потому, что не успел продвинуться дальше. Напомню, это - лишь заготовка, она слеплена левой задней ногой буквально за 20 минут.
Сведение - отдельное мастерство, ему я научить не могу, так как сам не умею, но в принципе необходимо установить относительные уровни инструментов друг относительно друга и, если нужно, подстроить их по ходу композиции так, чтобы суммарная громкость не сильно менялась (или, наоборот, менялась - согласно замыслу). Желательно также слегка "раздвинуть" инструменты по стереобазе. Кстати, в принципе, драм-машина и RP12 имеют стереовыходы и сами не дураки сделать стереокартину - этим не грех воспользоваться. Я, впрочем, не воспользовался. По лени.
Сведённый материал пишется в отдельный файл и жмётся в MP3. И/или режется на CD-болванку.
Дальнейший процесс должен выглядеть так: партии всех инструментов записываются заново, начисто - при этом музыкант уже слышит все остальные партии и может ориентироваться по ним, согласуя с записанным материалом своё исполнение. При этом уже желательно слушать болванку лишь в наушники - через гитару громкий звук запросто проникает в запись, что допустимо в болванке но вовсе ни к чему в финальной записи. Партии исполняются и записываются в отдельные дорожки столько раз, сколько нужно, из них выбирается наилучший вариант, который и замещает старую (сделанную для болванки) запись того же инструмента.
Можно совмещать в финальной записи фрагменты разных вариантов одной и той же партии, накладывать дополнительные эффекты - как подскажет фантазия. В финале все "болваночные" дорожки должны быть замещены чистовыми.
Исключение в домашнем варианте составляет партия ударных - переписать её практически невозможно, поэтому её нужно с первого раза сделать как следует. Отдельные детали поддаются исправлению (отсчёт для вступления можно отрезать, лишний удар - стереть, недостающий - добавить), но в минимальном объёме - иначе всё очень трудоёмко.
Нет, всё на сегодня. :-) Завтра немного продолжу.
Реклама | |||
|
Вниманию владельцев карманных компьютеров. На сайте News on the Palm теперь можно читать и dz online.