<<<предыдущий список следующий>>>

Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer.


27 Апреля 1999

Продолжаем вчерашнюю тему о стереодисплеях.

Как ещё можно показать одному глазу одно, а другому - другое? Ну, например, старый способ с цветными очками. Синим рисуем картинку для одного глаза, красным - для другого, на глаза - синий и красный светофильтры и вот уже оба глаза видят разное. Впрочем, цветопередача у такого метода хромает, зрительно он не слишком приятен, короче, тянет разве что на демонстрацию идеи, а не на серьезное применение.

Игроки, проводящие много времени в шлеме предупреждают - в игре нужно делать переывы каждые 15-20 минут. Дело в том, что навигация в некоторых играх при игре в шлеме осуществляется поворотом головы. И если заиграться, то мозг перестроится на этот способ довольно крепко. На практике это выглядит так. Идёт свеженаигравшийся до опупения господин в сторону столба, к примеру, немного не доходя мотает головой в сторону, после чего вписывается в столб, к полному своему изумлению. А столб-то вовсе не виртуальный...

Что еще? Шлем с парой мини-экранов перед глазами. Почти идеальный вариант, но... на голову нужно надевать, а значит - устройство это подходит лишь для игр и может быть лишь дополнением к основному дисплею. Не станешь же в экселе копаться, надев шлем. Неудобно, да и контактов с внешним миром лишаешься. Кстати, еще и разрешения зачастую маловато у таких шлемов для работы. Для игры вот хватает, а работать - нет...

Ну и, наконец, приходим к самому интересному классу стереодисплеев. К тем, что формируют стереоизображение прямо перед собой, и не требуют от пользователя надевания спец-очков или другой подготовки. Сиди и смотри.

Как это возможно? Да дисплей просто должен показывать в разных направлениях разные изображения. Обычный экран рассеивает свет почти равномерно во все стороны. Каждая точка с любого места, где бы ни сел наблюдатель, видна плюс-минус одинаково. Это - обычный экран.

Стереодисплей в качестве экрана содержит оптический элемент, который отклоняет лучи света и распределяет их в два потока - для левого и для правого глаза. Конечно, перед тем их надо где-то взять, эти два потока, два разных изображения.

В одной из испытанных схем изображение построчно делят на две части и чётные строки идут в один глаз, нечётные - в другой. Разделение делается матрицей из микроскопических линз, призм или голограммой, снятой специальным образом. Таким, чтобы одни строки она отправляла налево, другие - направо. Или столбцы - не так и принципиально. Между прочим, именно эта схема была описана недавно в dz online, когда я рассказывал о разработке английских учёных. Для наших - это лишь один из пройденных вариантов, причём не самый любопытный.

Увы, на фотографии оно неправильного цвета и не трёхмерное :-)

Причина тут - в низком разрешении чресстрочной схемы. Чудес не бывает, и из одного монитора не сделать два. В случае с временным разделением (очки с поочередно закрывающимися заслонками) мы вдвое теряем в частоте кадров, в случае с горизонтальной решёткой - падает вдвое разрешение по горизонтали и... пользователь видит решётку, заслоняющую чужие строки данному глазу. Не так чтобы сильно, более того, он её даже подсознательно вычитает, но она есть и оставляет неприятное впечатление.

Решение лишь одно - делать два монитора, а не один, но всё так же с помощью специальным способом сработанной голограммы строить изображения для левого и правого глаз на одном и том же месте. Именно этот способ мне и был продемонстрирован в реальности сотрудниками ФИАНа. Чертовски неплох и работает именно так, как было заявлено - ничего не надеваем. садимся перед экраном и на него смотрим. Видим трёхмерную картинку. Я даже попытался её заснять, но это, увы, лабораторный экземпляр, картинка не слишком яркая, что обусловило съёмку с большой выдержкой и, соответственно, несколько размазанный кадр. Но уж больно хотелось документально засвидетельствовать...

Фактически, то, что мне было показано, уже умещается в корпус размером с 17" монитор, и требует весьма небольших доработок перед тем, как начать производить такие мониторы на конвейере.

Однако нужно ли... у Нейрока в рукаве, как выяснилось, есть козырь полюбопытнее. Но о нём - завтра. :-)

 

Услышал тут марсианскую поговорку - незваный гость хуже Гагарина. А ведь правда...

У меня сегодня день несбывшейся мечты. Или, точнее, обломленной мечты. Знаете, бывает такое - хочешь какую-то глупость, без которой вроде и обойтись не проблема, и потому копытом землю не роешь, и забыть совсем не выходит - а значит, ноет оно... мечтал я, сознаюсь, об оптической мыши. На Sun-овских машинах с ней повстречался и влюбился. Ан вот всё как-то оторвать её от какого-нибудь Сана хозяева оного не давали, а так - не встречалась. Да и запало в голову, что должна она стоить диких бабок - с чего, ума не приложу.

И тут - на тебе. Стали брать для "Прописей" мыши на тестирование, и выяснилось, что у Genius-а есть оптические мыши, и всего баксов по 15-20. Мы взяли в том числе и оптическую и, конечно, я тут же отнял её у сотрудника, который занимается тестированием, чтобы попробовать - как оно, сбылась ли мечта.

Скажу честно - через три дня я поставил назад свою любимую Мицуму, а оптическая... я её теперь люблю платонически. Нет, она отлично работает, совершенно не засоряется и не проскальзывает. От взгляда на её донышко шалеют гости и дети.

Одна проблема - кнопки трудно нажимать. У меня, вы будете смеяться, устали пальцы. :-)

Кстати сказать, у других Genius-ов кнопки-то помягче будут. Как они так с этой опростоволосились... :-(

А ты уже зашёл на Прописи? А там уже новая статья небось...