<<<предыдущий список следующий>>>

Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer.


09 апреля 1998    

Вот что сообщил в своей рассылке Городской Кот:

Журнал InfoWorld (http://www.infoworld.com/) опубликовал текст анонимного документа, озаглавленного "Лекарство от Microsoft", полученного Министерством юстиции США (http://www.doj.gov/). В качестве средства от монополизации рынка компанией Microsoft предлагаются десять рекомендаций: (1) разделить подразделения, разрабатывающие операционные системы и прикладные программы; (2) запретить подавление конкурирующих продуктов средствами операционной системы, раскрыть интерфейсы Windows; (3) запретить продажу прикладных программ в нагрузку к операционным системам; (4) запретить хищническое ценообразование; (5) запретить заключение контрактов, ограничивающих конкурентную борьбу; (6) разрешить производителям аппаратного обеспечения прерывать последовательность запуска; (7) запретить встраивание в операционную систему указателей и ссылок на конкретные ресурсы Интернет; (8) запретить уведомления о выпуске программных продуктов более чем за шесть месяцев; (9) отделить от разработчика операционной системы лаборатории, испытывающие программное и аппаратное обеспечение на совместимость с этой операционной системой; (10) вести надзор за соблюдением этих запретов силами отрасли. Полный тест документа имеется на сервере журнала:
http://www.infoworld.com/cgi-bin/displayStory.pl?98048.ec10points2.htm

Прокомментируем пункты по отдельности:

  1. Разделить подразделения, разрабатывающие операционные системы и прикладные программы

    Эта идея бродит давно. Более того, шла уже речь о запрещении внутреннего взаимодействия подразделений ОС и прикладных программ внутри Микрософт, и кто-то там из Микрософта клятвенно божился, что все разграничено и прикладники с системщиками - ни-ни, друг друга встречают разве только в соседней пивнушке.

    Причина требования проста и очевидна. Микрософт в состоянии выпустить в один день ОС и продукт для нее, использующий ее новые возможности в полной мере, конкуренты же в состоянии это сделать, только если Микрософт соблаговолит допустить их до информации о новых свойствах ОС еще в процессе разработки. А это дает ему возможность держать разработчиков прикладного обеспечения на коротком поводке. Хочешь к выходу Win95 сделать продукт для нее - веди себя смирно, слушайся папу. А не хочешь - Микрософту это только на пользу. Конкурентом меньше.

  2. Запретить подавление конкурирующих продуктов средствами операционной системы, раскрыть интерфейсы Windows

    Насколько я понимаю, речь идет о встраиваемых в операционные системы Микрософт ловушках, которые намеренно осложняют жизнь программам тех производителей, которые чем-либо Микрософту не по нраву. Самый известный случай - закладка в Windows, которая мешала запуску этой оболочки поверх ДОСа от Digital Research.

    Что же до раскрытия интерфейсов Windows, то тут все сложно - нет никакой гарантии, что Микрософт не сделал в Windows какой-либо фокус для своей выгоды, тем более, что его на этом уже ловили за руку. Есть только один способ уберечься - заставить его публиковать исходные тексты, что, конечно, вызовет яростный протест. Хотя, на практике, известно, что публикация исходников не приводит ни к каким особо страшным для автора продукта последствиям. AT&T смог в свое время построить всех производителей Юникса и добиться того, что в конкурирующих Юниксах не осталось ни строки исходников, которые не были бы честно лицензированы у Bell Labs или написаны заново с нуля. И это при условии того, что оные Юниксы, по большей части, реально делались из Белловских исходников.

  3. Запретить продажу прикладных программ в нагрузку к операционным системам

    Ну, это уже обсуждалось. Делать предложения, от которых нельзя отказаться, не должен иметь права никто.

  4. Запретить хищническое ценообразование

    (Плохой перевод, в оригинале - куда больше и четче сказано.) Речь идет о "бесплатных" продуктах от Микрософта. Надо четко понимать, что они ни хренашеньки не бесплатны, как и все "бесплатное" в этом мире, а оплачиваются покупателями ОС. В связи с этим авторы письма требуют от Микрософта явного раздельного маркетинга всех продуктов и запрета на демпинг. Ничего удивительного.

  5. Запретить заключение контрактов, ограничивающих конкурентную борьбу

    В частности предлагают запретить такие фокусы:

    Особо люб запрет на тестирование. Впечатляет бессовестность. Раз мы не можем конкурировать с соперниками - надо запретить нас с ними сравнивать. Кто купил лицензию на продукт - не может сравнивать, так как запрещено лицензией. Кто не купил - ну, как же он может сравнивать. Засудят нафиг.

  6. Разрешить производителям аппаратного обеспечения прерывать последовательность запуска

    Тут речь о том, что некоторые производители машин ставили на них по две ОС, добавляя в загрузчик систему выбора операционной системы в процессе загрузки. Это давало альтернативным ОС хоть какой шанс на конкуренцию с Windows. Однако даже крошечные шансы Гейтс никому давать не хочет - монополия должна быть прочной, и потому Микрософт запрещает OEM-ам прерывать процесс загрузки Windows, что лишает их возможности предложить покупателю альтернативу. Мотивируется этот запрет тривиально - "А вдруг что напортите там? Мы хотим быть уверенными, что загрузка пройдет хорошо."

  7. Запретить встраивание в операционную систему указателей и ссылок на конкретные ресурсы Интернет

    Опять же, причина очевидна: это - почва для рэкета.

  8. Запретить уведомления о выпуске программных продуктов более чем за шесть месяцев

    Старая штука. Говорят, был найден документ, в котором сотрудник Микрософта предписывал рекламной службе сообщить о скором выпуске продукта, который не только не существовал, но даже не был запущен в производство. Смысл простой - кто-то, веря в авторитет Микрософт, решит, что нет смысла покупать продукт от небольшой компании, если всего через полгода будет нечто аналогичное от самого Микрософта. А что оно через полгода не вышло, так то ж дело известное - кто, порой, не просрочит релиз? Правда это, или нет, не знаю, но и при наличии продукта объявление о его выходе за два-три года запросто порождает застой на соответствующем рынке, раз, и приводит к тому, что пресса начинает рассусоливать, сравнивая   несуществующий продукт от Микрософта с существующими продуктами других компаний. Причем, поскольку сравниваются обещания с реальным делом,