<<<предыдущий список следующий>>>

Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer.


5 октября 1998 года

Нет, видимо, наступила пора писем читателей. Или просто тема взята больно важная...

Следующее письмо избавило меня от некоторых тревог, так как автор его подтверждает высказанные мной интуитивные предположения относительно компакт-дисков.

   
From:

Dmitry Chernyakov

Subject: CDDAs, rippers, grabbers & jitters

Dear dz!

Несколько слов про cd-da, эту технологию, ответы на вопросы, расвеивание иллюзий и практические советы.

В первых октябрьских номерах ты поднял больную тему -- качество компакт-дисков и их приводов. Хочу привести некоторое количество фактов.

В доказательство привожу только rtfm -- читайте стандарт red book, он открытый, а также описание кода R&S и другие достоверные материалы.

Во-первых, приводов _совсем_ без fifo не бывает. Формат cd-da блочный, и всегда закачивается весь фрейм целиком для раскодирования и, возможно, восстановления кодом Рида-Соломона, только после этого буфер постепенно идет на ЦАП.

Отсюда, во-вторых, решается, вернее, становиться абсурдной вторая проблема -- джиттер или дрожание фазы сигнала. В аналоговой технике это понятие имеет место быть, тогда как в цифре его не может быть. По определению, если хочешь. Другое дело, если утверждать, что из-за плохой читаемости (напр. плохая контрастность, стабильность вращения, биения etc) джиттер достигнет такой степени, что единички распознаются как нолики или наоборот. Но это сразу же обнаружится на этапе сведения полинома R&S и исправится. Обнаружение ошибки практически стопроцентно, при условии, если микрокод не халтурит, выкидывая некоторые члены полинома.

Теперь, в-третьих, проблема качества цифрового сигнала на подходе к ЦАПу. Есть утверждения, что ЦАП не может преобразовывать искаженный поток. Это не совсем так. Грамотно спроектированной схеме ЦАП допустимо отклонение фронта сигнала до 5-10%, а столько не бывает даже у дешевых cd-rom, также не вносит никаких искажений уход несущей частоты до 0.1%, а тот же простейший cd-rom обеспечивает гораздо большую стабильность частоты (на один, а то и на два порядка выше).

И, наконец, в-четвертых, джиттером иногда ошибочно называют результат неточного позиционирования драйвом на конкретный фрейм cd-da. Дело в том, что многие производители cd-rom настолько "привыкли" искать сектор по его номеру, прописанному в заголовке, что не включают функцию поиска фрейма по его абсолютному номеру, прописанному в соответствующем субкоде, в функцию ReadLong, использующуюся при граббинге аудиодисков. Ведь аудиосектор не имеет заголовка и найти его никак иначе нельзя. Поэтому, если хочешь грабить, надо обращать внимание на эту способность у драйва и избегать использовать программные "костыли", иногда называемые де-джиттером, то бишь подгонка предыдущего куска звука к следующему.

Да, еще одно. Про заявление, что алюминиевые cd-da и их копии на золоте играют по-разному на "крутых" транспортах и hi-end плейерах. У меня складывается ощущение, что хорошее знание цифровой и аналоговой схемотехники еще не означает отсутствия проблем в чтении компактов. С точки зрения лазера, золотые и алюминиевые диски "выглядят" по-разному. На последних отсутствует синхронизирующая насечка, меньше смазанность питов, извилистость дорожки и частотная неравномерность записи. Все эти недостатки легко устраняются при правильном проектировании драйва, с учетом всех проблем. Но производители транспортов или простых сиди-плейеров не особенно рассчитывают, что на их технике будут гонять самопальные cd-r. В результате ошибки чтения компенсируются интерполированием, "додумыванием", со всеми вытекающими последствиями. На cd-rom же граббинг даст файлы, совпадающие бит-в-бит, опять же, изза более грамотной их конструкции.

--
Yours truly, CDS
---

И вот еще интересное письмо о сравнении компактов:

   
From: Dmitry Serov
Subject: cd-grabbing

"А нет ли среди читателей человека, который пробовал содрать звук с болгарского компакта и с такого же оригинального, а затем сравнить байт в байт? Меня как-то смущает теория о том, что болгарские компакты звучат сколько-нибудь отличимо от родных. Конечно, если их не в аналоге копировали - но кто так делает?"

Пробовал. Одна пара дисков совпала с точностью до размера тишины (нули) в начале трека. Другая не совпала вооообще. Т.е. если смотреть на hex-коды и пытаться совместить по пикам с точностью до последних двух-трех бит - фиг, не получается, ничего похожего. На звук отличить не смог. Причем сначала мне больше нравился пиратский, потом родной, а потом я их вообще различать перестал. ;-)

wbr, dim.

 

Спасибо обоим авторам, это внесло в тему окончательную ясность.

Итак, я считаю на этом марафон завершенным, и резюмирую: если на вашем CD-проигрывателе болгарский компакт читается хуже оригинального, то есть только два варианта:

  1. Он изготовлен не методом цифрового копирования (либо скопирован аналогово, либо смастерен заново с винила, либо с другого исполнения той же вещи).
  2. Он изготовлен на плохом заводе И проигрывается на плохом проигрывателе.
- Доктор, мне везде видится сплошной секс.
- Да-с? Посмотрим-с. (Рисует квадрат) Что это?
- Это комната. В каждом углу по кровати. Везде трахаются.
- (Рисует круг) А это?
- Это бассейн. В нем толпа народу занимается сексом.
- (Рисует треугольник) А это?
- Доктор! Да вы - маньяк!

Анекдот

Как и предполагалось, публикация в самом начале номера цитаты о ФИДО и идиотах вызвало негативную реакцию. Я не буду прибегать к цитированию в этой связи поговорок типа "На воре шапка горит", ибо глупо. Хотя видеть во всем наезды - тоже вряд ли умно.

Конечно, эта фраза была шуткой. Кто не понял - я не виноват. Конечно, в этой шутке - доля правды, ибо иные шутки не смешны. Какова эта доля - Бог знает. Насколько это явление специфично для ФИДО - тоже вопрос открытый. Что не уникально - факт, известный хотя бы всем юзнетчикам. Михаил Браво в письме привел в пример также AOL.

Человек, достаточно широко смотрящий на вещи, понимает, что "почему я не могу высказаться, хотя тут высказывались большие идиоты, чем я" отражает вообще суть явления, которые мы называем публичной сетью. Даже исчезновение советской цензуры - и то привело к тому, что масса идиотов добралась до микрофона, видеокамеры, печатного станка - а ведь это еще и денег требует! ФИДО - наиболее дешевая система, позволяющая публиковать свои мысли, да и иные сети нынче не слишком дороги, так что с цензом дело плохо. С появлением сетей идиот обрел трибуну.

Я хотел написать все это в начале прошлого (пятничного) номера. И даже начал писать, но подумал - а не очевидно ли это? Не глупо ли разжевывать соль шутки? Если быть до конца честным, я хотел узнать также, много ли людей поймет меня неправильно и увидит во фразе наезд на ФИДО. Спасибо вам, их почти не оказалось.

Оу-кей. Хватит лирики. Это все, как мне кажется, повод провести анкетирование и разобраться в предмете. :-) Сказано - сделано. :-)

В ФИДО:

Людей, IQ которых мне представляется слишком низким . Высказываются на темы, в которых некомпетентны  . Полезный ответ на вопрос можно найти , и сил на это уйдет .

 

В Usenet News (Исключая иерархии relcom.fido и fido7):

Людей, IQ которых мне представляется слишком низким . Высказываются на темы, в которых некомпетентны  . Полезный ответ на вопрос можно найти , и сил на это уйдет .

 

В Internet (странички, форумы, etc):

Людей, IQ которых мне представляется слишком низким . Высказываются на темы, в которых некомпетентны  . Полезный ответ на вопрос можно найти , и сил на это уйдет .

 


Что же касается меня, то мой IQ - , а лет мне - .

 

Вот. Заранее спасибо за ответы. Правда, результат, который мы получим тут, будет перекошен - Интернетчиков среди читателей наверняка больше ФИДОшников. :-) Поэтому прошу помощи двух добровольцев, которые могли бы провести такое же точно анкетирование в ФИДО и русскоязычном Usenet и передать мне результаты для сведения. Может получиться очень инетересно.

Вы, вероятно, в курсе, что 6-го на Красной Пресне начнется Интернетком-98. Алгоритм взял на себя обязательство освещать выставку ежедневно вот тут. Это чертовски удачно, так как мой цифровик очень некстати погорел, и сам я, вероятно, осветить ее адекватно не смогу. :-(

24-го прошел семинар Роцит на тему "РОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА". резюме: дизайнеры не грустят, рекламщики грустят, Микрософт грустит. Самый интересный факт заключается в том, что, по словам Гласнета, "в период кризиса возрос интерес к подключению жилых домов по выделенным линиям".

Удивительно.

Попробовал сегодня The Bat. Проникся. :-) Ищу теперь замену outlook-овскому PIM-у, причем хочется, чтобы замена могла держать несколько адресных книг и давать возможность пользоваться книгой по сети с двух машин. Аналогично, нужен напоминальник. Желательно все это - с импортом из аутлука. Увы, 97-й тяжеловат, а 98-й не живет у меня. Глюкав. :-(

Оффтопик от Редакции.

Мир не без добрых людей.

На призыв о помощи с дизайном сайта psychology.ru откликнулись аж пять человек, за что им, разумеется, огромное спасибо. Однако в итоге создатели сайта оказались пред затруднением, потому что надо было выбрать из нескольких довольно симпатичных вариантов. В жесткой конкурентной борьбе :) победила Мария Грачева.

Нет, это ж подумать только: конкурс за право бесплатно сделать дизайн! Мы очень благодарны всем отозвавшимся. Вот имена героев:

Мария Грачева
Денис Ким
Алексей Копылов
Андрей Корнеев
SASHA

Спасибо.

В редакцию поступила информация о том, что рынок пиратских компакт-дисков резко схлопывается, и продажи уже упали в 3-5 раз. По сообщению нашего информатора, существенное количество работающих на этом рынке людей сворачивают бизнес ввиду нерентабельности.