Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer. |
Нет, видимо, наступила пора писем читателей. Или просто тема взята больно важная...
Следующее письмо избавило меня от некоторых тревог, так как автор его подтверждает высказанные мной интуитивные предположения относительно компакт-дисков.
Dear dz! Несколько слов про cd-da, эту технологию, ответы на вопросы, расвеивание иллюзий и практические советы. В первых октябрьских номерах ты поднял больную тему -- качество компакт-дисков и их приводов. Хочу привести некоторое количество фактов. В доказательство привожу только rtfm -- читайте стандарт red book, он открытый, а также описание кода R&S и другие достоверные материалы. Во-первых, приводов _совсем_ без fifo не бывает. Формат cd-da блочный, и всегда закачивается весь фрейм целиком для раскодирования и, возможно, восстановления кодом Рида-Соломона, только после этого буфер постепенно идет на ЦАП. Отсюда, во-вторых, решается, вернее, становиться абсурдной вторая проблема -- джиттер или дрожание фазы сигнала. В аналоговой технике это понятие имеет место быть, тогда как в цифре его не может быть. По определению, если хочешь. Другое дело, если утверждать, что из-за плохой читаемости (напр. плохая контрастность, стабильность вращения, биения etc) джиттер достигнет такой степени, что единички распознаются как нолики или наоборот. Но это сразу же обнаружится на этапе сведения полинома R&S и исправится. Обнаружение ошибки практически стопроцентно, при условии, если микрокод не халтурит, выкидывая некоторые члены полинома. Теперь, в-третьих, проблема качества цифрового сигнала на подходе к ЦАПу. Есть утверждения, что ЦАП не может преобразовывать искаженный поток. Это не совсем так. Грамотно спроектированной схеме ЦАП допустимо отклонение фронта сигнала до 5-10%, а столько не бывает даже у дешевых cd-rom, также не вносит никаких искажений уход несущей частоты до 0.1%, а тот же простейший cd-rom обеспечивает гораздо большую стабильность частоты (на один, а то и на два порядка выше). И, наконец, в-четвертых, джиттером иногда ошибочно называют результат неточного позиционирования драйвом на конкретный фрейм cd-da. Дело в том, что многие производители cd-rom настолько "привыкли" искать сектор по его номеру, прописанному в заголовке, что не включают функцию поиска фрейма по его абсолютному номеру, прописанному в соответствующем субкоде, в функцию ReadLong, использующуюся при граббинге аудиодисков. Ведь аудиосектор не имеет заголовка и найти его никак иначе нельзя. Поэтому, если хочешь грабить, надо обращать внимание на эту способность у драйва и избегать использовать программные "костыли", иногда называемые де-джиттером, то бишь подгонка предыдущего куска звука к следующему. Да, еще одно. Про заявление, что алюминиевые cd-da и их копии на золоте играют по-разному на "крутых" транспортах и hi-end плейерах. У меня складывается ощущение, что хорошее знание цифровой и аналоговой схемотехники еще не означает отсутствия проблем в чтении компактов. С точки зрения лазера, золотые и алюминиевые диски "выглядят" по-разному. На последних отсутствует синхронизирующая насечка, меньше смазанность питов, извилистость дорожки и частотная неравномерность записи. Все эти недостатки легко устраняются при правильном проектировании драйва, с учетом всех проблем. Но производители транспортов или простых сиди-плейеров не особенно рассчитывают, что на их технике будут гонять самопальные cd-r. В результате ошибки чтения компенсируются интерполированием, "додумыванием", со всеми вытекающими последствиями. На cd-rom же граббинг даст файлы, совпадающие бит-в-бит, опять же, изза более грамотной их конструкции. -- |
И вот еще интересное письмо о сравнении компактов:
"А нет ли среди читателей человека, который пробовал содрать звук с болгарского компакта и с такого же оригинального, а затем сравнить байт в байт? Меня как-то смущает теория о том, что болгарские компакты звучат сколько-нибудь отличимо от родных. Конечно, если их не в аналоге копировали - но кто так делает?" Пробовал. Одна пара дисков совпала с точностью до размера тишины (нули) в начале трека. Другая не совпала вооообще. Т.е. если смотреть на hex-коды и пытаться совместить по пикам с точностью до последних двух-трех бит - фиг, не получается, ничего похожего. На звук отличить не смог. Причем сначала мне больше нравился пиратский, потом родной, а потом я их вообще различать перестал. ;-) wbr, dim.
|
Спасибо обоим авторам, это внесло в тему окончательную ясность.
Итак, я считаю на этом марафон завершенным, и резюмирую: если на вашем CD-проигрывателе болгарский компакт читается хуже оригинального, то есть только два варианта:
|
Как и предполагалось, публикация в самом начале номера цитаты о ФИДО и идиотах вызвало негативную реакцию. Я не буду прибегать к цитированию в этой связи поговорок типа "На воре шапка горит", ибо глупо. Хотя видеть во всем наезды - тоже вряд ли умно.
Конечно, эта фраза была шуткой. Кто не понял - я не виноват. Конечно, в этой шутке - доля правды, ибо иные шутки не смешны. Какова эта доля - Бог знает. Насколько это явление специфично для ФИДО - тоже вопрос открытый. Что не уникально - факт, известный хотя бы всем юзнетчикам. Михаил Браво в письме привел в пример также AOL.
Человек, достаточно широко смотрящий на вещи, понимает, что "почему я не могу высказаться, хотя тут высказывались большие идиоты, чем я" отражает вообще суть явления, которые мы называем публичной сетью. Даже исчезновение советской цензуры - и то привело к тому, что масса идиотов добралась до микрофона, видеокамеры, печатного станка - а ведь это еще и денег требует! ФИДО - наиболее дешевая система, позволяющая публиковать свои мысли, да и иные сети нынче не слишком дороги, так что с цензом дело плохо. С появлением сетей идиот обрел трибуну.
Я хотел написать все это в начале прошлого (пятничного) номера. И даже начал писать, но подумал - а не очевидно ли это? Не глупо ли разжевывать соль шутки? Если быть до конца честным, я хотел узнать также, много ли людей поймет меня неправильно и увидит во фразе наезд на ФИДО. Спасибо вам, их почти не оказалось.
Оу-кей. Хватит лирики. Это все, как мне кажется, повод провести анкетирование и разобраться в предмете. :-) Сказано - сделано. :-)
Вот. Заранее спасибо за ответы. Правда, результат, который мы получим тут, будет перекошен - Интернетчиков среди читателей наверняка больше ФИДОшников. :-) Поэтому прошу помощи двух добровольцев, которые могли бы провести такое же точно анкетирование в ФИДО и русскоязычном Usenet и передать мне результаты для сведения. Может получиться очень инетересно.
Вы, вероятно, в курсе, что 6-го на Красной Пресне начнется Интернетком-98. Алгоритм взял на себя обязательство освещать выставку ежедневно вот тут. Это чертовски удачно, так как мой цифровик очень некстати погорел, и сам я, вероятно, осветить ее адекватно не смогу. :-(
24-го прошел семинар Роцит на тему "РОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА". резюме: дизайнеры не грустят, рекламщики грустят, Микрософт грустит. Самый интересный факт заключается в том, что, по словам Гласнета, "в период кризиса возрос интерес к подключению жилых домов по выделенным линиям".
Удивительно.
Попробовал сегодня The Bat. Проникся. :-) Ищу теперь замену outlook-овскому PIM-у, причем хочется, чтобы замена могла держать несколько адресных книг и давать возможность пользоваться книгой по сети с двух машин. Аналогично, нужен напоминальник. Желательно все это - с импортом из аутлука. Увы, 97-й тяжеловат, а 98-й не живет у меня. Глюкав. :-(
Оффтопик от Редакции.
Мир не без добрых людей.
На призыв о помощи с дизайном сайта psychology.ru откликнулись аж пять человек, за что им, разумеется, огромное спасибо. Однако в итоге создатели сайта оказались пред затруднением, потому что надо было выбрать из нескольких довольно симпатичных вариантов. В жесткой конкурентной борьбе :) победила Мария Грачева.
Нет, это ж подумать только: конкурс за право бесплатно сделать дизайн! Мы очень благодарны всем отозвавшимся. Вот имена героев:
Мария Грачева
Денис Ким
Алексей Копылов
Андрей Корнеев
SASHA
Спасибо.
В редакцию поступила информация о том, что рынок пиратских компакт-дисков резко схлопывается, и продажи уже упали в 3-5 раз. По сообщению нашего информатора, существенное количество работающих на этом рынке людей сворачивают бизнес ввиду нерентабельности.