<<<предыдущий список следующий>>>

Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer.


10 Февраля 1999

Хвастаться буду. Журнал "Нотоносец" взял у меня довольно большое интервью. Я к этому журналу вообще отношусь очень хорошо, а теперь стал и еще лучше :-), так как вопросы интервью мне самому понравились. Побывав не раз и по ту, и по другую сторону диктофона (или заменяющего его при взятии интервью инструмента - видеокамеры, почтовой программы и т.п.) я знаю, что интервьюирование - труд тяжелый, и правильно поставленные вопросы - уже полдела.

Впрочем, так - не только с интервью. Правильно поставленный вопрос - половина ответа.

В принципе, обычно от таких писем в онлайн попадают лишь ссылки. Но на этот раз - целиком.

   
From: Alexei Kornienkov
Subject: ...

Дорогой Дмитрий,

Вот весьма интересный документ из НАСА:

http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/computers/Compspace.html

Там в довольно подробных деталях описываются все цифровые компьютеры, которые стояли в американских космических аппаратах вплоть до самого последнего времени. Особенно забавно описание первого компьютера Space Shuttle -- 256К памяти и магнитофон в качестве внешнего носителя. И эти люди имели наглость смеяться над ламповым радаром в угнанном МиГ-25!

С уважением,

Алексей Корниенков

"И эти люди запрещали мне ковыряться в носу!" :-)

Спасибо, ресурс действительно интересный. Почитав немного про первые космические компьютеры, я сделал вывод, что, видимо, они отправляли в космос эти ужасные компьютеры только потому, что связь с Землей была еще хуже, и скинуть данные вниз, обработать их и отправить результаты вверх не было никакой возможности. :-)   Следует, правда, учесть, что на таком расстоянии задержка распространения сигнала уже играет весьма существенную роль - порядка десятых долей секунды, но и быстродействие бортовых компьютеров тех времен тоже не блистало. Из-за ограниченного объема корабля приходилось экономить и делать компьютеры последовательными - обрабатывающими информацию по одному биту за раз. Как подумаешь - передергивает. :-)

Некая Star Bridge Systems объявила на своем сайте о том, что ей спроектирован уникальный компьютер, по быстродействию превосходящий IBM-овский Blue Pacific. При этом, по заявлению самой компании, её продукт на порядки меньше в размерах (можно поставить на стол), потребляет всего 1.6 киловатта электричества, охлаждается десятком вентиляторов против двухсот восьмидесяти тонн охлаждающей аппаратуры "Пацифика" и т.д. и т.п.

Столь разительное отличие, по словам Стар Бриджа, обусловлено революционной архитектурой новой системы - она, по сути, не содержит процессоров! Вся игра построена на том, что компьютер набит динамически программируемыми матричными микросхемами (FPGA), из которых по необходимости формируются вычислительные блоки, выполняющие нужную последовательность действий прямо в железе! Программа в такой машине непосредственно преобразуется в "одноразовый" процессор, который умеет выполнять лишь ее одну, зато крайне быстро. По окончании операции "детали" переконфигурируются под следующую часть задачи или под другую задачу.

Правда, из пресс-релиза следует, что SBS HAL-4rW1 (так зовут первенца) способен решать не все, а лишь большинство традиционных для суперкомпьютера задач. Видимо, некоторые задачи ложатся на эту схему плохо.

И еще одно. Рекордное быстродействие показано отнюдь не на плавающей точке и 64-битных числах, а на целых, и... гм... 4-битных.

Однако, сказать по правде, меня волнует отнюдь не быстродействие. Достижением следует считать сам подход, шаг от последовательного исполнения программ инструкция за инструкцией к "вылепливанию" поточных линий, способных делать вычисления так, как конвейер делает автомобили - каждой операции свой "станок".

Достоинства такой схемы очевидны и многогранны. Одно из них - уход от узких мест типа шины, проклятой шины, в очередь к которой стоят мегабайты неторопливо притаптывающей ножками информации. Когда компьютер - это массив связанных вычислительных модулей, информационные потоки распределены по всему объему и суммарно могут достигать невиданных при шинной организации величин.

Кстати, память в HAL-е тоже размазана по всему объему устройства, а значит, и тут нет проблемы - суммарная пропускная способность может быть на порядки больше, чем у памяти, имеющей единый вход.

Далее, если кто помнит номер, с которого возобновился выход онлайна этим летом, системы на FPGA поддаются эволюционному программированию. Или, точнее, обучению.

Революция на революции и революцией погоняет, в общем. :-)

fsh.jpg (47299 bytes)Ссылку на сей сайт я получил в ответ на недавнюю заметку о фракталах. И вот почему:

"Объекты на этих изображениях синтезированы посредством итеративного применения некоторой функции (следующая_точка = fn(текущая_точка)). Число итераций - миллионы, а иногда и много больше."

fsh1_sm.jpg (39000 bytes)Конечно, в качестве фона использованы обычные, но сильно размытые фотографии, и прикол не в них. Весь интерес в том, что существуют "красивые" функции - такие, что построенные с их помощью трехмерные объекты радуют глаз. Не знаю, возможно этому есть и более утилитарное применение, но мне в голову не приходит.

Остается только смотреть на них и радоваться - красиво ведь! Эти фотографические подкладки вот только несколько не в кассу.

Для заинтересовавшихся этими красотами доступна книга, описывающая функции, на которых основаны сии изображения. Там же есть и примеры программ. :-) На бейсике. :-(

Ссылку прислал  Sergey Starosek. Спасибо!

Реклама
knopka.gif (7475 bytes)Вам необходимо мощное оборудование для презентаций? Тогда для Вас - новая линейка техники для презентаций от NEC. LT-серия ультра-портативных MultiSync-проекторов - оптимальное решение для выездных презентаций. Популярная МТ-серия портативных MultiSync-проекторов идеальна для конференций. Мощная GT-серия - для презентаций, требующих высочайшего разрешения.

Деньги можно делать на всем. Пара хороших примеров - вот тут деньги делают на юзерской паранойе, а здесь - на MP3-пиратстве. Действительно - зачем отдавать рекламу Асталявисте, если поиск по пиратским сайтам сам по себе законов не нарушает, а деньги приносит? Lycos подсуетился и энергично присоседился к этому источнику.

"... Lycos is not and cannot be held responsible for the accuracy, copyright compliance, legality or decency of material contained in sites listed in our search results or otherwise linked to the Lycos site."

Вот так все просто. "Мы только ссылки ставим, а пираты там, не пираты - это не наше дело." :-) И, собственно говоря, это нетрудно понять.

Уточнение к материалам о файлах и сокетах - в современной версии TCP/IP под Windows проблема несовместимости файлов и сокетов решена - теперь они взаимозаменяемы. Ура.

Что касается вчерашней "пещеры магии". Отгадка для тех, кто уже готов поверить в колдовство и прочую мистику.

Фокус выглядит так. Вам показывают 6 карт - 3 пары, в каждой паре одна масть - красная, одна - черная. К примеру, 7П, 7Б, 8Ч, 8Т, 9Ч, 9Т. Следующий экран пуст - зрительная память должна чуть подстереться перед тем, как будет показан последний экран. На последнем экране вам показывают пять карт, и загаданной среди них нет. И удивляться тут нечему - среди них нет ни одной из тех, что были показаны в первый раз. :-) Вам покажут черные и красные семерки, восьмерки и девятки, но других мастей. :-)

Вот и весь фокус.