Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer. |
Сегодня в эфире dz online - Сева Глущенко со статьей о телефонистах. А я, как уже было сказано, в Питере, отдыхаю. :-)
Сказочка о дележе неумытого медведя
Итак, у кого что болит, тот о том и говорит. У страны болит рубль, у граждан по этому поводу болят головы, а у связистов уже давно болят перегруженные каналы связи, и к кризису это не имеет никакого отношения. Ну почти. По крайней мере, повременную оплату абонентских телефонных линий пытались ввести уже неоднократно, но общественность протестовала каждый раз достаточно бурно, чтобы правительство притормаживало активность МГТС. На сей раз, пока общественность смотрит в другую сторону, может и проехать под шумок. По крайней мере, Положение о Телефонных Линиях Общего Пользования уже увидело свет.
Написан сей документ в лучших традициях пропаганды, написан профессионально с точки зрения психологии, правда вот с технической обоснованностью слегка подкачал. Пройдемся немного по цитатам.
"Компьютерные сети возникли около 30 лет назад и по своему характеру всегда были выделенными." По сути чрезвычайно тонкая демагогия. Эксперименты оборонного агенства США (DARPA) c построением распределенной компьютерной сети в начале семидесятых называть громким словом "компьютерные сети" не менее смешно, нежели утверждать, что "ТфОП создавалась в России для оказания услуг телефонной связи в течение более чем 100 лет." Лично у меня подобные лирико-исторические отступления с "возрастом", кроме веселья, ничего вызывать не могут, особенно в официальном вроде бы документе, в котором таким отступлениям делать вообще нечего.
Что касается "выделенного" характера компьютерных сетей, это отдельная песня с известным припевом. Тем, кто наивно полагает, что провайдеры Интернет сами осуществляют прокладку каналов связи, даже не сочувствую. Наивность в наше время не выживает. Провайдеры каналов связи повязаны с провайдерами Интернета таким количеством веревок, что разрубить их просто невозможно. Тем не менее, посредством оного Положения провайдеры пресловутых веревок имеют возможность их натянуть, причем весьма существенно. Результаты прогнозируемы: те веревки, что потоньше, могут и порваться, толстые же могут сыграть роль поводков.
В роли собак в данном случае оказываются как провайдеры Интернет, так и обычные пользователи, причем последние даже в большей степени, поскольку они чаще всего не имеют возможности выбрать провайдера связи. По крайней мере, ни Комстар, ни Телмос, ни Golden Line - не для бедных студентов или аспирантов, они для богатых фирм и зажиточных людей. Глядя на них, МГТС тоже хочет зарабатывать побольше денег (напомним, что оплата обычных абонентских телефонов коммерческих телефонных провайдеров именно повременная). Но коммерческие телефонные провайдеры гарантируют качество своих линий и деньгами отвечают за потери оного, а вот от МГТС вы этого не дождетесь, и не надейтесь.
Вот сейчас МГТС обидится и заявит мне, что повременка, мол, затем и нужна, чтобы повысить качество. Ответ Чемберлену от Станиславского: не верю. Вы пробовали арендовать у МГТС выделенную линию? И получили ее с первого раза, с ожидаемыми характеристиками? Не разнопарку, не глушь непролазную с диким волновым сопротивлением, без знакомства с грозоразрядником на КРОСе имярек? Если ответ положительный, вы волшебник, потому что так не бывает. А арендаторы платят МГТС за выделенки, платят вполне конкретные деньги, и, наверное, заплатили бы за ТПП-0.5, если бы он у МГТС существовал в природе. А так - ТПП-0,4 - и никаких гвоздей. Объяснение просто: способ ведения дел в МГТС характеризуется расхожим словом "совок". Только чудовищная инерционность и повальная безответственность может отвратить арендаторов выделенных линий от потенциально выгодного сотрудничества с разветвленной государственной сетью каналов связи и побудит их искать вариантов "на стороне", у коммерческих телефонных провайдеров, которые, несмотря на давление со стороны МГТС, сумели подняться и обеспечить качество линий, которое МГТС и не снилось.
Но продолжим цитировать. Мне понравилось.
Кроме того, стоимость аренды канала в России для большой части пользователей велика, а массового охвата такими каналами значительного количества пользователей в ближайшем будущем не произойдет. Кроме того, провайдеры ИНТЕРНЕТ экономят свои средства и не пользуются этим способом, перекладывая все заботы по обеспечению своих пользователей сетями доступа на операторов ТфОП.
Такой себе весьма правдивый абзац. Абзац просто. Первое предложение абсолютно справедливо (причем заметим в скобках, что цены на выделенные каналы задаются кем? Правильно, телефонными провайдерами!). На его фоне второе тоже кажется справедливым. Кажется. Ах, какие провайдеры Интернет плохие, сил нет просто. Вместо того, чтобы самим выделенки тянуть к клиентам, они то посылают уважаемых людей покупать их у телефонных провайдеров, то (вообще смешно сказать!) ставят на обычные телефонные линии обычные клиентские модемы - и давай, плати клиент за этот типа сервис типа деньги. А страдают бедные, неЩастные телефонные операторы. С большой буквой Щ. Потому как во всем упомянутом в цитируемом Положении цивилизованном мире есть немалое количество пользователей, которые точно так же обычными модемами по обычным телефонным линиям ходят к своим провайдерам Интернет, и почему-то это считается нормой, и нет никаких воплей о перегруженности телефонных маршрутов. А что у нас?
Для операторов ТФОП пользователи компьютерных сетей, дающие на их сети незапланированную дополнительную нагрузку, являются источником непредсказуемой ситуации, при которой ухудшаются технические характеристики сети и страдают абоненты ТфОП.
Дальнейший бесконтрольный рост таких пользователей может привести к блокированию ТфОП. Эффективным способом регулирования нагрузки на ТфОП может являться введение повременной оплаты местной телефонной связи с установлением прогрессивного тарифа в зависимости от времени занятия линии.
Начнем с того, что если нагрузка от пользователей компьютерных сетей не была запланирована, несмотря на то, что компьютерные сети по утверждениям этого же Положения существуют около 30 лет (пусть об Интернете как таковом можно говорить всего только лет 15 как, даже меньше, а в Россию он и вовсе дошел всего только году в 1992 примерно, но ведь уже 6 лет прошло!), так вот, за 6 лет существования Интернета и модемов в России до сих пор не почесаться запланировать оную нагрузку означает, как минимум, полнейшую неспособность к мало-мальски серьезному планированию. После этого нас призывают всерьез верить прогнозам, делаемым такими планировщиками?
Я уже не говорю об элементарной грамотности. Конечно, бесконтрольный рост пользователей может привести к блокированию ТфОП. Они, очевидно, вырастут до таких размеров, при которых физически вытеснят с занимаемых площадей оборудование телекоммуникаций. Ну да ладно, это вторично. Спасибо хоть "может являться", а не "является". То есть, составители Положения не могут утверждать, что введение повременной оплаты и прогрессивного тарифа окажется эффективным способом регулирования нагрузки на ТфОП. И это хорошо, что не могут.
В стольном граде Киеве с лохматого 1988-го года все вновь вводимые в строй АТС - только электронные цифровые. И с повременной оплатой. Ну и что? Вот уже 30 процентов города (а может, и больше) платит сочетание абонентской платы с повременкой, ругается и завидует тем, у кого повременки нет, просит перезвонить тех, кто не платит, благо повременка, к счастью, все-таки касается только исходящих звонков. Провайдеры организуют так называемый call-back, перезвон клиенту по факту его звонка. Повременка касается и их, но они предпочитают посчитать расходы на нее и учесть их в оплате собственных услуг, поскольку законы экономики неизменны: за все в конечном счете платит потребитель. А потребитель чешет репу - и все равно пользуется. Время, которое просиживает в Интернете бедный студент, снижается, но время, которое там же просиживает нувориш, не меняется или меняется ненамного, а большинство клиентов провайдеров Интернет, как ни крути, люди с достатком обычно выше среднего. И где же тут снижение потребления? Процентов на 15, может быть. Мне с трудом верится, что это в корне решит проблему. Но глянем дальше:
В связи с этим возникла настоятельная необходимость в регулировании процесса использования сетевых ресурсов операторов телефонных сетей посредством ряда мероприятий по упорядочению деятельности компаний-провайдеров компьютерных сетей.
Вот так вот, дорогие мои. Не хозяйство развивать, не новые веревки вить, а затягивать старые потуже. Старый добрый советский стиль: разделяй и властвуй. Раз конкуренты не давятся, объединимся с ними и надавим на клиентов. Я просто диву даюсь, как можно, фактически признаваясь в собственной некомпетентности, одновременно перекладывать вину на чужие плечи:
Острота проблемы для ТфОП по пропуску трафика, генерируемого пользователями услуг компьютерных сетей, связана с недооценкой темпов роста пользователей ИНТЕРНЕТ и других подобных ей сетей. На практике такие провайдеры создают нагрузку, эквивалентную настоящим сетям связи, в результате чего к ним следует классифицировать, как любых других телекоммуникационных операторов.
В переводе на русский (вы, кстати, пробовали кого-нибудь "к ним классифицировать"? А зря, интересно получается :-): поскольку Интернет - не настоящая сеть, а виртуальная, существующая только на логическом уровне (вот как порвем веревки - так и не будет у вас Интернета), а брать деньги с нее государству хочется, ее надо объявить настоящей, а провайдеров Интернета - провайдерами связи. И заставить их покупать еще одну пачку лицензий. И заставили. Но это, как говорится, отдельная история, которая к данной имеет отношение только тем боком, что государство в очередной раз положило себе в карман кусок доходов провайдеров Интернет, что в конечном счете отразилось на конечных пользователях (а на ком же еще?).
Однако нельзя игнорировать интересы пользователей компьютерных сетей, в связи с чем следует подготовиться к увеличению их количества.
То есть - научиться брать с них побольше денег. Вот, к примеру, в том же Киеве телефонисты, не удовлетворенные деньгами, приносимыми повременкой, требуют от абонентов регистрировать факсы, модемы, АОНы и даже радиотелефоны местами. И платить за них - разово и помесячно. Правда, заплатив требуемое, можно дергать связистов за все места и кричать, что качество связи неудовлетворительно. И они даже будут при этом обязаны с ней что-то сделать. Однако я ничего не знаю о том, есть ли способ хоть как-то бороться с произволом АТС, если качество не улучшается. Так что у МГТС еще есть куда копать после того, как она добьется-таки (а вы в этом сомневаетесь? наивные!) введения повременной оплаты и прогрессивного тарифа. Отчасти любопытно, какого рода пропаганда будет применена тогда, когда потребуется объяснить подобное. Но вернемся к документу:
Настоящий документ регламентирует порядок пропуска трафика, генерируемого пользователями услуг компьютерных сетей, через ТфОП России.
Вот так вот. Скромно и со вкусом. Еще не получено никаких официальных подтверждений о подлинности этого документа, но коммерческие телефонные провайдеры уже рассылают провайдерам Интернет письма, содержащие прямые и непрямые цитаты из него. Выводы делайте сами.
Что же день грядущий нам готовит? Взглянем на последний абзац пункта 2.1., характеризующего доступ к Интернету посредством выделенных каналов связи:
При этом способе возможно применение средств радиодоступа, которые обеспечивают подключение пользователей к выделенной сети передачи данных (а не к абонентским комплектам АТС ТфОП).
Вам подсказать или сами догадаетесь? Владельцы сотовых телефонов уже могли сталкиваться. Чтобы вклиниться в наш и без того перегруженный радиоэфир, бумаг тоже надо оформить великое множество, и стоить это удовольствие будет ой-ой-ой. Единственное удовольствие в данном случае (для связистов) заключается в том, что затрагивать их это не будет ровно никак. Пускай провайдеры да пользователи сами с этим тра...ктором управляются. А вот выдержка из пункта 2.2., касающего уплотнения абонентской линии:
Однако в данном случае необходимо устанавливать на КРОСах АТС дополнительное оборудование уплотнения, которое не должно нарушать работоспособность АТС и ухудшать обслуживание ее абонентов.
Вот как хочешь, так и читай. Оптимистичных прочтений мало. Напрашивается вариант типа "так что ничего не выйдет". Не говоря уже о том, что ныне используемые варианты уплотнителей режут частотный диапазон так, что модемы уже между собой нормально договориться не могут.
Далее, в разделе "Ситуация в России" (почему-то опять под номером 1, ну да бог с ним, понадеемся, что опечатка) мы видим следующее:
Известно, что пользователи компьютерных сетей занимают телефонные линии в течение гораздо более длительного времени, измеряемого часто многими часами или даже круглосуточно. Дополнительно увеличивают это время низкие скорости передачи информации, обеспечиваемые существующими телефонными линиями и аналоговыми АТС.
Так вот, чушь это, дорогие соотечественники. Любитель поговорить в среднем занимает телефонную линию куда сильнее, чем пользователь Интернет. Потому что за Интернет чаще всего надо платить как раз поминутно, а вот за разговор не надо. Правда, к клиентам, пользующим так называемый неограниченный доступ, это не относится. Но даже и они на линиях сидят не так уж много, потому что у провайдеров, раздающих оную псевдохаляву, линии вечно заняты, и прозвониться к ним малореально.
Среднестатистический пользователь Интернет просиживает на линии в месяц часов 15-20 (сравнимо с болтунами), активный может довести потребление до 70 и даже 100 часов в месяц - таких единицы. Утверждать, что они существенно увеличивают нагрузку, нельзя. У кого реально телефоные линии заняты плотно - это у провайдеров Интернет. Ну так и включали бы их в планы нагрузки, что ли. Провайдеры Интернет при заключении договоров обычно не делают тайны из своего занятия. Если телефонный провайдер, предоставляя свои линии, не подумал о том, как будут эти линии заняты у провайдера Интернет, с планированием опять же что-то не в порядке. Так что сетовать на перегрузку маршрутов между узлами телефонной сети означает сетовать на собственную некомпетентность.
Делать, конечно же, что-то надо. Скорее всего, браться за ум и начинать исправлять ошибки построения пресловутой ТфОП. Попробуем перевести на русский то, как этот процесс видят авторы документа:
"4.1. Компании-провайдеры, предоставляющие доступ к компьютерным сетям, (далее "компании-провайдеры") приравниваются к операторам сетей электросвязи, которые организуют самостоятельные сети связи." - Не забудьте заплатить за лицензии операторов сетей электросвязи. Можете делать собственные выделенки - если потянете, конечно.
4.5 . При установлении указанных выше технических условий должно быть предусмотрено следующее:
а) во избежание ухудшения характеристик ТфОП подключение к АТС должно обеспечиваться исключительно через цифровые соединительные линии (МУС, МСС).
Все мелкие провайдеры просто вымрут, потому что заплатить за поток E1 до АТС им вряд ли будет под силу, а BRI не спасает. В результате стоимость услуг Интернет еще подорожает, количество клиентов и, следовательно, приток денег в эту отрасль сократится, развитие Интернета в России будет существенно замедлено, если не отброшено назад. А избежание ухудшения характеристик, очевидно, состоит в экономии мультиплексора телефонного провайдера, которому не надо будет ломать голову над помещением в один цифровой поток голосовых и модемных телефонов, а можно будет спокойно продать E1 и не мучаться. Каким еще образом можно создать опасность ухудшения характеристик ТфОП путем раздачи линий под модемы, я не знаю. Если кто просветит, спасибо скажу.
б) запрещается использовать коммутируемые ресурсы ТфОП для межузловых соединений внутри компьютерных сетей и для подключение к ним абонентов с использованием т.н. "псевдовыделенных" линий связи, т.е. фактически постоянно скоммутированных через ТфОП соединений.
Я бы сказал, "их наконец-то припекло". На моей памяти подобными вещами пользуются вот уже года 3 как и будут, очевидно, пользоваться до тех пор, пока не найдется замена, равнозначная по отношению цена-качество. Или пока связисты не научатся наконец-то организовывать правильные выделенки по приемлемым ценам.
4.7. При превышении согласованной нагрузки компании-провайдеры должны согласовать новый объем трафика с оператором ТфОП.
что наверняка означает увеличение оплаты, как минимум, или принудительное запрещение, как максимум.
4.8. В случае невыполнения технических условий подключения и роста нагрузки на определенные сегменты ТфОП соответствующий оператор ТфОП обязан применить меры, ограждающие абонентов ТфОП от возможного ухудшения качества услуг вплоть до ограничения трафика компьютерной сети или полного отключения сети компании-провайдера, обеспечивающего доступ к компьютерным сетям.
... а несогласных вырубим.
В итоге мы наблюдаем уникально привычную ситуацию: когда стало мало денег, государственные структуры предпочитают выдавливать их силой, а не зарабатывать. Что печально, коммерческие телефонные провайдеры в данном случае склонны принять сторону МГТС, потому что это кажется выгодным. Следовательно, встречи на Эльбе не будет. Битвы, правда, тоже не будет. Будет грызня, дележ пирога. Когда поделят, успокоятся - до тех пор, пока государству не придет в голову учинить новый дележ. Интересно, что получится, если в следующем дележе государство выступит на стороне провайдеров Интернет и против провайдеров связи? Впрочем, это выглядит нереально. Так что приготовьтесь затягивать пояса, ведь за все в конечном счете платит потребитель.
Сева Глущенко, гражданин сети.
Публикация, копирование, воспроизведение и цитирование данного материала должны сопровождаться указанием имени автора.