Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer. |
Вот уж, что называется, не ожидал. Ехал на эту пресс-конференцию, откровенно скучая заранее. Ну скинулись Сорос с Интелом да с префектурой Центрального округа, ну подключили к Интернету 35 школ. Вот уж невидаль - Интернет. Нет, оно, конечно, хорошо, тем паче, что подключение вполне себе приличное - не нищенский модемчик какой на 28800, а честные 64К выделенки, роутер, компьютеры PII 350...
|
Однако, мы с вами как никто знаем, что для продвижения компьютерной культуры (включая такие ее формы, как Интернет) в мир отнюдь не достаточно обеспечить школу писюками, модемами и лицензионным дистрибутивом Майкрософт Воркс. И Cray не поможет, и 2М оптики прямо в бекбон Спринта не спасет.
Вспоминая печальные уроки былых уроков информатики (Вася, поставь на стол три компьютера, Петя поставь рядом еще два компьютера, дети, сколько на столе компьютеров...) всякий может убедиться, что ни наличие техники, ни наличие методик от опытных методологов, ни даже поголовное наличие компьютеров дома у детей ничем особенным само по себе не кончается. Есть только одна ключевая точка, от которой зависит успех или неуспех любой компьютерно-школьной затеи. И в этой точке стоит учитель.
|
И потому музыкой для моих ушей прозвучали слова "техника - это шаг необходимый, но далеко не самый сложный" из уст организаторов этой акции. Причем отнюдь не мельком, не проблесками между восхвалениями в адрес спонсоров, а лейтмотивом, из уст всех тех из присутствующих, кто представлял образование.
Пожалуй, наиболее выпукло эта мысль прозвучала в устах Сергея Менделевича, директора 57-й Московской школы. Сергей обратил внимание присутствующих на тот факт, что введение компьютеров в образовательный процесс и старые подходы к образованию просто несовместимы.
Признаюсь, такая постановка вопроса показалась мне несколько экстремистской, хотя, право, я не считаю себя человеком, склонным к компромиссам и полумерам. Все же, кажется мне, и при обычном подходе к образованию компьютеру можно найти место.
Тем не менее, я категорически согласен с тем, что компьютер может открыть новые пути, доселе учителю недоступные. И чтобы встать на них, нужна решительность и способность смотреть на традиционные методы критически.
Речь здесь, поверьте, не идет о сдаче контрольных работ на дискете. Это - милый моему сердцу, но не столь важный аспект проблемы. :-) Речь идет о таких, к примеру, вещах, как увязывание преподаваемого в школе материала с реальной жизнью.
Дело в том, что сегодня существенное число людей покидает школу, имея в голове два отдельных, почти никак не связанных "раздела" - знания, полученные в школе, и информация о реальном окружающем мире. Как ни странно, но факт - масса людей не то чтобы не догадывается - даже в мыслях не имеет применить полученные в школе знания в реальности, в быту.
Не потому, что они (знания) плохи. Не потому, что люди глупы. Потому, что за десять лет обучения ни разу не произошло пересечения школьного и жизненного информационных пространств. Из-за того, что объясняя закон Ома, учитель не нашел нужным или просто не догадался выглянуть в окно и рассказать то же самое на примере троллейбусных проводов, дав тем самым ученику какую-то связь академического знания с повседневностью.
Компьютер плюс Интернет могут это. Учитель, имеющий ровно одну машину в классе и проектор, уже в состоянии на глазах у учеников в течение пяти минут найти в Интернете информацию по применению только что пройденного материала на практике, показать, что это - не просто глава в учебнике, что применяя данное знание можно получить то-то и то-то, и это на самом деле происходит там-то и там-то.
Это лишь один пример, который я, человек от проблем образования довольно далекий, в состоянии привести. Думаю, никто не будет спорить с тем, что компьютер и образование созданы друг для друга. Надо лишь суметь получить максимум пользы от этого союза, и уверенность в том, что мы в состоянии это сделать, вчера во мне укрепилась.
Приятно.
От возвышенных материй к бытовухе. :-) Сомнение.
"Кстати, наверное, пора делать ставки - когда перестанут производится карты и материнские платы с ISA - через год или через два?" Учитывая совок ? Долго ждать придется.
|
Чем совок хуже? Я не вижу существенного отличия нашего положения на рынке компьютеров. Новые машины, что продаются тут находятся на том же самом уровне, что и везде, сколь я вижу.
Два года назад мамки были ISA/VLBUS, год назад - 4 ISA + 4 PCI, сегодня - 2 ISA + 5 PCI + AGP. Через год можно ожидать 1 ISA + 6 PCI + AGP, через два - PCI/AGP only. Мне это видится так.
"Алгоритм" сообщает, что Комтек на этот раз будет тощенький. От традиционных семи павильонов останутся лишь два - второй и "Форум". Ничего неожиданного. Иные сомневались, что он вообще в этом году случится.
Впрочем, не стоит полагать, глядя на это сокращение, что компьютерный бизнес сократился в стране более, чем втрое. Отсутствие денег на участие не означает еще закрытия дела. По крайней мере, очень хочется в это верить.
Кстати, как журналист я, пожалуй, чуть ли не рад этому уменьшению - мыслимо ли осветить семь павильонов экспонатов!
Дарья Телегина нынче пишет о музыке. Проект совсем молодой (я на данный момент вижу лишь пять выпусков), и потому направление пока не зафиксировано, и читатели приглашаются к высказыванию своих пристрастий и пожеланий в отношении контента. Что вам интересно - разборки в среде музыкантов, информация о новых дисках, разговор о стилях или обсуждение личной жизни? Пишите хозяйке, она обещает всех выслушать.
Ностальгии по PDP11 посвящается. Genadi V. Zawidowski прислал мне пару восхитительных ссылок (http://minnie.cs.adfa.oz.au/PUPS и http://www.telnet.hu/hamster/pdp-11/), коие приводят на сайты староверов и DEC-олюбов. Оказывается, не просто жив PDP-шный Unix, но и создан довольно реалистичный эмулятор самой PDP11, а заодно и PDP 1, 4, 7, 8, 9 и 15! Будучи воспитан именно на PDP-шных Юниксах, я, конечно, не утерпел и попробовал сию древность на вкус:
/home/dz > ./pdp11 PDP-11 simulator V2.3d sim> set cpu 18b sim> set rl0 RL02 sim> att rl0 unix_v7_rl.dsk sim> boot rl0 @boot New Boot, known devices are hp ht rk rl rp tm vt : rl(0,0)rl2unix mem = 177856 # ls -l total 642 dr-xr-xr-x 2 bin 2512 Sep 22 05:50 bin -r-xr-xr-x 1 bin 8986 Jun 8 1979 boot dr-xr-xr-x 2 bin 224 Sep 22 06:15 dev dr-xr-xr-x 2 bin 336 Sep 22 06:13 etc -r-xr-xr-x 1 sys 53302 Jun 8 1979 hphtunix -r-xr-xr-x 1 sys 52850 Jun 8 1979 hptmunix dr-xr-xr-x 2 bin 320 Sep 22 05:50 lib dr-xr-xr-x 2 root 96 Sep 22 05:54 mdec -r-xr-xr-x 1 root 50990 Jun 8 1979 rkunix -r-xr-xr-x 1 root 51982 Jun 8 1979 rl2unix -r-xr-xr-x 1 sys 51790 Jun 8 1979 rphtunix -r-xr-xr-x 1 sys 51274 Jun 8 1979 rptmunix dr-xr-xr-x 9 sys 144 Sep 22 05:54 usr #
Работает, собака! Собранный под FreeBSD на P100 уступает в производительности реальной машине (сравниваю на глаз с СМ1420) всего раз в 5-10 :-).
# ed hello.c ?hello.c a int main() { printf("Hello, world!\n"); return 0; } . w 53 q # cc hello.c # ./a.out Hello, world! #
Тем, кто скучает по временам доюниксовым тоже найдется лялька:
PDP-11 simulator V2.3d sim> att rk0 rtv4_rk.dsk sim> boot rk0 RT-11SJ V04.00C .D 56=5015 .TYPE V4USER.TXT Welcome to RT-11 Version 4. RT-11 V04 provides new hardware support and some major enhancements over Version 3B. Please use the HELP command; it describes the new options in many of the utilities. If you are using a terminal that requires fill characters, modify location 56 with a Deposit command before proceeding with system installation. LA36 DECwriter II and VT52 DECscope terminals do NOT require such modification. .D 56=0 .
Так вот. Желающие тряхнуть стариной приглашаются. :-) Если вы серьезно загрузились идеей поиграться в PDP11, то стоит зайти глянуть еще и на эти симуляторы. Среди них есть и работающий под ДОСом. Под NT, правда, не пошел, но потенциально интересен.