<<<предыдущий список следующий>>>

Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer.


21 Января 1999

Сколько у государства не воруй - своего не вернешь.

Чей-то origin в ФИДО, припомненный к месту Редакцией

Вы имеет право сохранять молчание. Все, что вы скажете, напишете, сделаете или подумаете, может быть использовано против вас. И будет. При первой же возможности. Как только вы окажетесь на пути какой-либо системы зашибания бабок.

"This server is temporarily shut down. Our servers have been confiscated by the police. The NMPA has brought suit against us."

"Данный сайт временно закрыт. Полиция конфисковала нашу технику. NPMA подала на нас в суд."

Этот текст находится в настоящий момент по адресу http://www.lyrics.ch/, по адресу бывшего крупнейшего, пожалуй, каталога текстов песен нашей планеты.

Что произошло? Почти ничего особенного. Просто эта самая NPMA подала в суд на библиотеку и полиция конфисковала полки с книгами. Нравится? Просто нам с вами, оказывается, запрещено рассказывать друг другу, что за слова мы услышали из колонок собственной стереосистемы. Нравится?  Просто мы не имеем права записать услышанное на клочке бумаги и вывесить его в окно. Я балдею.

Зарабатывать на тиражировании - чертовски вкусная игра! Это любят софтверные компании, норма прибылей у которых превосходит нормы во всех традиционных направлениях бизнеса, это любят звукозаписывающие компании, воюющие с MPEG-проигрывателями, это любят и те, кто публикует тексты песен. Это рэкет такой - ты не имеешь права, оказывается, записать другу слова песенки, что слышал в соседней дискотеке. Потому, что друг должен (кому, за что) пойти в магазин и купить ее у официального паблишера просто потому, что тот хочет таким способом заработать на тебе.

Нет, плюс-минус понятно, что создание песни - большой труд и он должен окупаться, и пиратское тиражирование музыки противозаконно, хотя и тут есть масса спорных и явно требующих внимания моментов. Но попытка контролировать "вторичный рынок" - это все равно как запрещать владельцу фотографировать свой автомобиль и публиковать фотографии. Или, больше того, переписывать в тетрадку надписи на приборной панели.

В общем, что-то неладно со всем этим делом. С одной стороны, автор песни должен на ней заработать, программист должен заработать на своей софтине и т.п. Но на сегодня ситуация такова, что уже пора говорить о защите прав потребителя, ибо законы на тему интеллектуальной собственности ставят его в положение почти раба. Извините, но музыкальный паблишер в настоящий момент является монополистом! Я могу заменить BMW на Ford, Netscape на IE и холодильник Sharp на холодильник Stinol. Но на что мне заменить песню! Она уникальна и я, будучи заинтересован в ее покупке, абсолютно бесправен перед паблишером. Сколько он назовет, столько я и вынужден буду заплатить, если хочу ее услышать. Это позволяет, фактически, задирать цены до предела платежеспособности аудитории вне зависимости от затрат - нет почти никакой конкуренции. То есть она есть - нераскрученным музыкантам выйти на рынок трудно. Но этот вид конуренции, как это ни странно, покупателю тоже не очень на руку, так как ведет к сужению выбора.

Бардак.

Впрочем, все эти суды (напомню, на Diamond MM подали в суд за ее MPEG player) мне представляются последними судорогами старой системы перед большим переломом. Интернет идет и вряд ли его получится засудить.

Anton O. Terekhov написал мне сегодня вот такую древнюю мысль. Речь шла о том, что оцифровка 16/44.1 - это больше, чем надо среднему уху.

"Да, обрезаются частоты >> 20 КГц. Но при прослушивании тестовой записи понимаешь, что, возможно, это не самая страшная потеря. Редко кто реально слышит частоты выше 18 КГц."

В качестве эксперимента я предлагаю проглядеть мелькание на экране черных и белых полей с частотой более 24 Гц, убедиться в том, что, начиная с 24 Гц они сливаются, а потом пойти к думерам и квейкерам доказывать, что им надо frame rate 24 кадра в секунду и не более того. Если вернешься живой - рассказать о результатах.

NB - тут идет речь не о частоте кадровой развертки (она, как правило, уж не ниже 60 Гц) а о количестве кадров в секунду, выдаваемых игровой программой при просчете сцены.

Известно, что хороший игрок получает преимущество от увеличения числа кадров в секунду с 30 до 35, хотя он по-прежнему не может вычленить отдельного кадра и даже не всегда на глаз определит, 30 это или 35. А играть будет лучше. В чем фокус?

Мне представляется, что причина крайне проста. Конечно, скорость поступления кадров выше, чем скорость их обработки мозгом, что и обуславливает восприятие их не по отдельности а слитно. То же самое и со звуком - частота дискретизации весьма велика и мозг не в состоянии вычленять отдельные отсчеты а "видит" только усредненный результат. В обоих случаях мы "обманываем" мозг, подсовывая ему дискретную последовательность, которую он не в состоянии отличить от аналоговой.

Однако кто вам сказал, что это (неспособность мозга закричать "обман!") и есть критерий? Мне так представляется, что 44.1 КГц и 24 кадра в сек. - это не вершина качества, а ровно наоборот - уровень мусорного вердра! Если 23 к/с воспринимаются уже вообще не как движущееся изображение, а как мелькание отдельных кадров, как можно считать 24 за идеал? Со звуком чуть лучше - считается, что 18 КГц нормальное ухо не слышит, и еще 4 КГц дают про запас, так что 44 КГц нельзя считать минимумом. Однако люди ведь слышат разницу между 44 и 96, вот ведь гады. 18 КГц они не слышат, а нехватку 48 КГц чуют. Каким, скажите, местом?

Итак, вернемся к думеру, который стоит у угла тоннеля и ждет, когда из-за угла высунется его друг Пупкин, чтобы влепить другу из двух стволов в лоб, чтоб не прыгал тут, понимаешь.

В мозг думера поступают 30 кадров в секунду. Время "обработки" кадра мозгом положим в 42 мс. Это дает нам границу в 23.8 к/с. Меньше - мозг уже поймет, что его дурят, а больше - ему пофиг. Он отдельных кадров все равно уже не может поймать - опаздывает.

Опаздывает?

Давайте посмотрим, что происходит на самом деле. Итак, злой Пупкин, настропалив BFG, жмет на клавишу strafe right и являет свою злобную физию из-за угла. Точнее, в модели мира игры его координата оказывается такой, что часть модели уже видна из-за этого самого угла. То есть была бы видна, если бы отображение было мгновенным. Но реально она будет видна только через 1000/frame_rate милисекунд. Столько уйдет на просчитывание нового кадра, в центре которого торчит дорогая сердцу и винтовке оппонента голова Пупкина.

Таким образом, милостивый оппонент нажмет на курок и отправит виртуального Пупкина в мир иной и в свою табель о фрагах ровно через 1000/frame_rate+42 миллисекунд. Или же Пупкин успеет нажать на курок раньше (умный Пупкин не стал брать BFG, у него уже тоже двустволка) и не дать справедливости свершиться.

От какой же величины зависит жизнь и смерть Пупкина? Из всего выражения константой не является только лишь frame rate. Значит, от него, любимого? Да. Но всему есть предел - пока разница, привносимая оным рейтом существенна - он явно влияет. Далее влияние спадает. Для 30 к/с задержка будет 33.(3) мс, для 35 - 28.6 мс. Так что, подняв число кадров в секунду с 30 до 35, мы выигрываем почти пять миллисекунд, которые составляют добрые 8% времени анализа картинки мозгом.

Что я пытался показать в этом рассуждении, так это то, что неспособность мозга различить два события, между которыми прошло время t совершенно не гарантирует неспособности их учесть.

Мало того, есть еще одна интересная иллюстрация на ту же тему. Теперь уже из звука. Интермодуляция.

Возьмем пороговый искажатель (триггер Шмидта, к примеру), порог срабатывания которого - 10   милливольт. Подключим на вход электрогитару изготовления все того же злого Пупкина. Противный Пупкин забыл заземлить корпуса датчиков и струны, поэтому гитара фонит - лезет из нее синусоида с частотой 50 Гц и амплитудой в 5 милливольт. Очевидно, наш триггер, на котором Пупкин собрал примочку типа "гиперультрасупердрайв", в упор этих пяти милливольт замечать не хочет, так как порог у него вдвое больше.

И что вы думали - мы от фона избавились? Да дудки. Стоит врезать по паре струн, как с гитары пойдет сигнал. Ну, положим, в 50 милливольт. Или нет - мы сильно врезали - в 100. Конечно, триггер Шмидта тут же встанет смирно и начнет наш сигнал честно поганить, пропуская его через себя.

И вот тут-то, прячась у него на горбу, проедет и фон, хоть он и пяти милливольт всего. Суммируясь с полезным сигналом, он чуть сместит точки, в которых суммарный сигнал будет пересекать пороги срабатывания триггера Шмидта. Этого достаточно - фон в результирующем сигнале будет присутствовать, хотя сам по себе он и не пролезает через барьер.

Этот пример показывает, как очень слабый сигнал может "проскочить" на горбу у более сильного через амплитудный ограничитель. В нем речь шла о "вертикальной" оси графика сигнала - оси амплитуды. Если теперь перевести все те же рассуждения в "горизонтальную" ось, ось времени, то станет видно, что тот же фокус проходит и с высокими частотами - они не могут пролезть через фильтр низких частот сами, но это совершенно не означает, что влияние их за фильтром не "просматривается". Был бы по дороге к фильтру нелинейный элемент.

Так что утверждение "раз вы не слышите 18КГц, так и нет причины с ними цацкаться" мне представляется более, чем спорным. Вопрос, начиная с какой частоты влияние сигнала на восприятие можно считать несущественным я лично полагаю открытым.

По просьбе читателя музыка из мультфильма "Остров Сокровищ" выложена на ftp://ftp.dz.ru/pub/ti и с недельку там (тут) полежит.

NB! Большая просьба более одного файла одновременно не тянуть и по возможности тянуть ночью - эта машина стоит у меня дома и не собиралась до сего дня быть публичным ftp-сервером, да и канал у провайдера не резиновый. :-)

Точно в момент, когда я откинулся на стуле и позвал Женьку проверять готовый номер, почтовка вытащила с сервера очередное письмо, я его глянул и понял, что это будет идеальный финал для номера.

   
From: Jeka Smirnov

Вот девочка дискетку нам принесла.
Какие всё-таки огромные объёмы информации у людей.
Счастливые они.

all_we_had.gif (73987 bytes)

 

Напрашивается тост - за все, что было раньше на компьютере. Хорош после краха диска или падения компьютера в окно. В процессе произношения рекомендуется вспоминать эту дискеточку.