<<<предыдущий список следующий>>>

Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer.


22 октября 1998 года

Sega Saturn использует Hitachi SH2 - процессор, который ставили  в стиральные машинки!

Charles Platt

Не очень укладываются у меня в голове планы Микрософта. С одной стороны, линия Win95 вроде как закрыта. То есть после 98 новых версий не планируется. Предполагается, что ее место на настольных машинах займет NT. Но развитие NT, судя по бетам 5.0, которые явно тяжеловеснее четверки, идет явно не в сторону легковесных клиентских машин. Более того, Микрософт четко акцентирует внимание на том, что 5.0 будет хороша именно как энтерпрайз-сервер, то есть на верхнем краю линейки мощности серверов, в максимальном удалении от уровня мощности настольных машин. Это означает, что на средних и, тем более, дешевых домашних машинах NT 5.0 явно прозвучит диссонансом. Не вытянет субтысячедолларовая машина (а именно они, судя по всему, составят основную массу в ближайшем будущем) этого веса.

И совершенно невероятно, чтобы в Редмонде этого не понимали. Значит готовится какой-то иной план. Можно предположить следующие варианты:

1. Линия 95-98 не мертва.

Ее будут развивать, несмотря на заявления о ее смерти. Возможно, произойдет рокировка. Нынешнюю NT переименуют в "просто виндоуз", низведя в ранг "обычной" ОС, чтобы сломать стереотип "NT - это ОС для спецприменений, а мне сойдет и 98-я". Наследника же 98-ки обзовут как-нибудь уничижительно, типа Windows Lite, или аналогично.

Этот ход был бы аналогичен маркетинговой раскладке вокруг Целерона. Сделать продукту, находящемуся чуть выше среднего уровня ореол "обычного", а продукту, отвечающему большинству запросов ореол "упрощенного", с тем, чтобы подтолкнуть к покупке более мощного продукта тех, кто в состоянии себе это позволить.

2. Будет сделана ставка на WinCE.

Предположим, что линия карманных машин окажется еще более успешной и задавит рынок настольных совсем. Микрософт к этому вполне готов - у него уже подготовлены позиции, есть ворд, эксель и эксплорер для этих тачанок, есть поддержка со стороны NT, а кроме того - это еще и отличный способ угробить Интел, что Микрософту было бы совсем не вредно.

Обратите внимание - Интел силен именно в секторе, где орудует 95-98. В области тяжелых серверных систем он сделал шаги очень недавно и конкурентов тут много, а основные ОС этого сектора (Unix, NT) переносимы и не могут удерживать пользователя на одной платформе. В области карманных машин - аналогично, так как Пилот работает не на Интеловском процессоре, WinCE переносима, а позиции Интел только-только начинает занимать, развивая линию StrongARM. Таким образом сдать линию 95-98 в пользу WinCE и WinNT - вкусный пирожок с тремя начинками сразу: Интелу свинью подложить, избавиться от имиджа компании, выпускающей позорный в технологическом отношении софт типа DOS и Windows 3.1-95-98 и выйти на новые рынки, а заодно и перетряхнуть старый - пользователям же придется еще раз купить весь свой софт под новую платформу, не так ли.

3. Будет сделана облегченная версия NT.

Это дорого, тяжело и не обещает никаких радостей. Да и не видно никаких существенных шагов в эту сторону. Маловероятно.

4. Микрософт забьет на игры.

Да скорее он забьет на Excel. По крайней мере, в сфере игр он проявляет куда больше активности, чем в сфере экселестроения. :-)

 

Итого, второй вариант развития представляется довольно интересным для Микрософта. Что еще говорит в его пользу и что ему противоречит?

Сначала о противоречиях. По меньшей мере, вопрос вызывает индустрия игр. Линия настольных машин под Win95-98 являет собой основную игровую платформу на сегодня, платформу, приносящую серьезные прибыли. Правда, по большей части, не Микрософту, так что прямой угрозы его доходам уничтожение этой ветки не несет. Есть угрозы косвенные. Если не озаботиться миграцией авторов игр на, скажем, WinCE, ей может захотеть озаботиться кто-либо еще. Например, разработчики консолей. Разумным ходом тут было бы привлечение кого-нибудь из сильных игроков на консольном рынке к переходу на WinCE. Это выгодно консоли, так как сплачивающий и рынкообразующий эффект от действий Микрософт все давно оценили и дело это пахнет доходами. Это нужно Микрософту, так как линию WinCE всяко необходимо укреплять, а текущее ее положение все еще нельзя назвать стабильным.

sega_dreamcast_sm.gif (18010 bytes)

Sega Dreamcast

Итак, чтобы снять это противоречие, требуется найти пересечение WinCE и какой-нибудь популярной консоли. Альтависта сделала это за пять секунд и выдала мне несколько репортажей о том, что следующая Sega будет базироваться на WinCE. (в том числе мой же, между прочим - от мая месяца:-) Кстати, процессор в ней будет использован отнюдь не Интеловский (я имею в виду - не StrongARM). Да и сама ОС будет несколько урезана. Зато вот гейм-интерфейс в ней будет именно тот - DirectX. То есть одним этим ходом Микрософт подготовил к полету сразу Intel и Sony. Первый - более косвенно (чтобы устроить сам полет, сначала нужно вытащить покупателей с 95-98 на NT и CE), а вот Sony заработала большую беду и, видится мне, единственный выход для нее - тоже подписаться под WinCE. Иначе получится, что переносить игры с PC на новую Сегу будет ку-уда проще, чем на Playstation. И это скажется самым серьезным образом. Пишуший под DirectX будет захватывать сразу два крупных рынка бесплатно. Число переносов на Playstation снизится, что приведет к уменьшению ее доли на рынке, что, в свою очередь, понизит резонность переноса на нее новых игр. Коллапс.

Копаясь в информации на эту тему, я нашел еще несколько любопытных фактов в струю. Например, Микрософт, оказывается, уже демонстрировал Forsaken, бегающий на WebTV-шной приставке. Как вам?

Что касается Sony, то прямого подтверждения использования WinCE в Playstation II мне не попалось, но намеков - вагон. Собственно, сам Микрософт собирается делать игры под WinCE, а это - знак, который мало кто может позволить себе проигнорировать.

Таким образом, мне представляется, что стратегия Микрософта на ближайшие годы - вывод WinCE в ферзи и перевод домашних пользователей-игроманов на эту ОС. Вполне возможно, что скоро можно будет ждать продукта типа HDTV с WinCE и проигрывателем DVD в пузе, который покроет рынок игроманов на 80%. Остальные поставят себе WinNT или купят приставку.

В любом случае совершенно очевидно, что Микрософт убирает из-под ног Интела, AMD и National-а опору в виде непереносимой x86-зависимой операционки, зажравшей 80% рынка и это грозит бедой или Микрософту (если он этого не осилит), или производителям процессоров линии x86 (если осилит).

Кирилл Готовцев нашел интересным сделать сайт, посвященный одной отдельно взятой отечественной железке. "Про всякие иностранные Пилоты есть, а про отечественное - в крайнем случае, про всю продукцию одной фирмы" - сказал Кирилл, обосновывая свое решение.

nt_joke.gif (3669 bytes)

:-).

Прислал Алексей Аристов.