|
|
И ещё о пленках, о цифрах, о кривых и о их взаимозаменяемости.
From: Andrei C. Subj: Digital vs. film | Привет DiBR,
Не хочу вступать в полемику, но ты, когда сравнивал цифру и пленку, забыл еще один фактор - цветопередачу. Человек, который когда-нибудь пробовал слайдовую пленку вроде Fuji Velvia или Provia, обычно больше не снимает ни на цифру, ни на негатив, если только у него нет на это серьезной причины (например, если ему нужен широкий диапазон плотностей).
Ну и последнее - свобода. У пленочников всегда есть выбор - слайд для насыщенности цветов, негатив для контрастных сцен, Fuji Astia для портрета, и т.д. У цифровика только одна CCD матрица, и отсняв сюжет в пасмурную погоду, ему остается только "вытаскивать" цвета в фотошопе... Который, естественно, не всесилен.
--Андрей |
|
|
|
|
Прочитал я, и задумался. Ведь действительно не всесилен. Что, на самом деле, странно - если информация есть,
то должен быть и способ её "вытянуть". За очевидным исключением - когда информации таки нет ("завал" света или тени).
Слайд и негатив - действительно отличаются сильно, даже после скана. Не только (и не столько)
по зерну, сколько по цветам. Скан со слайда имеет плотные, насыщенные цвета -
не просто "яркие", а именно насыщенные, плотные. Скан с негатива - более
мягкий, "пастельный".
Забудем на время про зерно, шум и разрешение - речь пойдет не о них.
Зерно и шум (собственно, "шум" пленки и есть это самое "зерно") всегда можно
разменять на разрешение, посильней "замазав" скан, или отмасштабировав картинку.
Что зерно на негативе заметней, чем на слайде - я в курсе, но сейчас -
про цветопередачу.
Если мы условимся забыть про шум, то цветовой информации в негативе - больше,
чем в слайде. Просто потому, что у слайда меньше фотоширота (слайд должен
быть контрастным, поскольку его нельзя "корректировать при печати", негатив может позволить
себе быть весьма вялым), а диапазон
плотностей ограничен. Информация эта, собственно, состоит из "R, G и B" -
координат точек в трехмерном пространстве, с обязательной :-) нелинейностью и
возможным "взаимопроникновением" каналов. Зная спектральный "отклик" слайдовой и негативной пленок,
зная (или предполагая) характер нелинейности и перемешивания каналов,
всегда можно постобработкой получить из одного - другое, из "воздушности"
негатива - "слайдовую" плотность, но без излишней контрастности. Можно.
Вроде бы.
Однако все мои эксперименты по кручению ручек, кривулек, saturation и levels в фотошопе
почему-то не привели к тому, что "негативные" цвета стали бы "слайдовыми".
Максимум - ярко-мультяшными и немного противными. То-ли фотошоп для этого
не предназначен, то-ли "я их готовить не умею", то-ли проблема запрятана глубже.
Глубже она в принципе быть может. Ведь это на пленке у нас R, G и B,
а в реальности - всё не так, как на самом деле :-)
From: Andrei C. Subj: Digital vs. film | Привет Дмитрий,
на самом деле, я всегда думал, что все сложнее. В сюжете нет R,G,B компонентов, а есть сплошной спектр. А в пленке или матрице, соответственно, есть несколько "слоев" (3, бывает и больше), каждый из которых воспринимает только определенный диапазон волн, в соответствии со своей кривой чувствительности от длины волны. Вот тут - http://www.fujifilm.com/JSP/fuji/epartners/bin/AF3-960E.pdf - на диаграмме 19 есть эти самые кривые для Fuji Velvia - одной из самых замечательных (в смысле цветопередачи) пленок. Но ведь материалы эмульсий разных пленок и технологии, применяемые при изготовлении разных матриц - отличаются. Поэтому простой коррекцией в фотошопе обойтись нельзя, а нужно знать хитрые кривые, которые зависят не только от серии конкретной эмульсии или типа матрицы, но и от выдержки (притом опять же, зависимость хитро-нелинейная), спектра источника света (т.е. погоды), может быть, от чего-то еще. Причем все это должно делаться уже вне камеры. Теоретически задача решается, а на практике - сомневаюсь. |
|
|
|
|
То есть, у любого сенсора, будь то пленка, будь то матрица, будь то человечьий глаз, есть
свои кривые спектральной чувствительности, и чем они ближе к "естественным" (к тем, которые
у нашего глаза) - тем "чище" будут цвета. Но!
Но. Во-первых, разглядывание кривулек, приведенных в документации на пленки Fuji (нравится мне фуджи)
особого криминала (точнее, различия в кривых чувствительности) не обнаружили.
Да, кривые разные. Кстати говоря, кривые негативной superia мне лично показались более
"естественными", чем кривые слайдовой velvia.
"Кривые" кривые, кстати, в первую очередь вылезут при печати с пленки - при обычной, проекционной, печати
нет возможности ни делать нелинейную коррекцию, ни устранять взаимопроникновение каналов.
Сильно "врёт" хороший отпечаток с хорошего негатива? Да вроде бы нет - значит, не такие
уж и кривые эти кривые. А ведь программно, после скана, всё вышеупомянутое (нелинейную коррекцию,
взаимовлияние) проделать можно. При определенной ловкости рук - хоть в том же фотошопе.
Да и разность сенситометрических кривых "стрельнет" в первую очередь в
"чистоту" цветопередачи, в то, насколько
пленка (ну, или сенсор) будет "врать" в случае некоей "стандартной" цветокоррекции.
Вранье это вряд ли должно влиять на "плотность и насыщенность" цвета (корректнее - вряд ли должно
сильно влиять на "плотность"/"воздушность" цветов после соответствующей коррекции),
отыгрываться это должно в первую очередь на "правильности" цвета, что цвета будут "не совсем те".
Но ведь цвета вроде бы и те, и я бы согласился на не совсем правильные (они не могут быть более неправильными,
чем на бумажном отпечатке с негатива, правда?) цвета, но - на более "плотные".
Видимо, проблема все-таки не в разных кривых чувствительности, а в том, что такой коррекцией всерьез
никто ещё не озаботился. Ведь выкручивание ручки saturation в фотошопе - этого катастрофически мало,
а использование того же channel mixer в том же фотошопе для устранения взаимовлияния каналов
очень напоминает попытку написать что-то аналогичное MS Word 2000 на ассемблере - в принципе
возможно, но как бы нужно обладать большим запасом энтузиазма, да и не факт, что то же взаимовлияние будет
линейным и одинаковым при всех яркостях. Вторая проблема - что для такого рода коррекции
неплохо бы предварительно поисследовать этот вопрос. Ну, хотя бы численно, сделавши несколько "виртуальных
фотографий" по приведенным кривым, а по хорошему - еще и откалибровавши канал "объект-пленка-сканер"
на нескольких (десятках) различных длинах волн. В-общем, если вопрос хорошо поставить - он может стоять годами,
пока не развалится сам по себе, "за ненадобностью".
...а тем временем... А тем временем на ixbt идет разбор полетов
Foveon'овского сенсора. Того, в котором один пиксель "видит" все три цвета одновременно, тем самым
обеспечивая... и всё такое. Разбор полетов идет на тему чувствительности и шумов (результаты разбора неутешительны,
но и ну их нафиг - ведь практика критерий истины, а не наоборот - формулы можно писать хоть до посинения,
а качество технологии зависит от качества технологии), мне же более интересно другое.
Фовеоновский сенсор имеет три чувствительных слоя, один над другим. Игра с цветоделением
идет на интерференции в слоях разной толщины. Как результат - ни один из слоев не выделяет "чистый"
цвет - возможности такой не имеет. Если поглядеть на кривые чувствительности
этого сенсора - берет ужас, особенно если сравнить с кривыми пленки (где подобная проблема есть,
но она более-менее адекватно решается) или с кривыми сенсоров обычных цифровых камер (где
такой проблемы нет - на каждый пиксель нацеплен ма-аленький светофильтрик, а уж его пропускание
можно сделать "как положено", холмиком нужной формы). Тем не менее, после обработки того, что там намерил
фовеоновский сенсор, получается вполне адекватная по цветопередаче картинка - не идеал, конечно
(впрочем, революций не ждите, все революции давно сделаны), но цвета нормальные.
И это делается из существенно более "кривых" кривых чувствительности, на полном автомате, с приемлемым качеством.
Просто потому, что иначе оказалось нельзя (если просто записать результат с сенсора как RGB -
цвета будут ужасными), и разработчикам пришлось напрячься. В случае же пленки
напрягаться повода нет, цвета и так адекваты (их ценой заметных усилий сделали адекватными в доцифровую эпоху),
делать их "еще лучше" - а ну вас, идите слайд снимайте, нефиг тут работу нам придумывать :-)
К чему бы это я? Ах, да. К тому, что в принципе (технически) с картинки "из цифровика" можно
выжать хоть "пастельность" негатива (если ему фотошироты хватит, что сомнительно),
хоть "плотные цвета" слайда (информации для этого хватит, зуб даю - заминка пока в алгоритме).
Но, похоже, это никому нафиг не надо, поскольку современные цифровики дают "плоско-правильные" цвета,
если им, конечно, хватает освещенности. И, может быть, это и правильно, что цвета правильные?..
| |
| |