<<<предыдущий список следующий>>>

Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer.


18 декабря 1997    

IDC Research опуюликовал статью, согласно которой жизнь производителей писюков именяется на глазах, а они, глупые, не хотят этого замечать.

Основные положения этого исследования вот каковы.

  1. Рынок корпоративный - уж не тот, что раньше. Фирмы забиты компьютерами под завязку: 1.1 писюка на одно рабочее место в Америке. Правда, всего 0.6 в Азии, но по миру все равно в среднем единичка, это раз, и два - те 0.4 в Азии, вероятно, тоже не рынок, так как у них нет денег. :-) (Это уж мои домыслы.)
    Работать на нем все труднее, и опосредованные механизмы нынче не катят - пора являться к клиенту на поклон лично. Но даже и таким образом былых денег не сделать.
  2. Рынок домашних машин растет, и он уже интереснее рынка корпоративного. Но тут все иначе: домой предпочитают покупать не крутое, а дешевое. Поэтому, внимание, нужен совсем иной подход. Не максимум производительности на ту же сумму, а минимум стоимости при разумной производительности.
  3. Интернет снижает потребность в совместимости с писюками. Если человек может лазить по Интернету, читать почту и клепать документики - плевал он на то, какой у него там процессор. Правда, отмечу я про себя, есть еще игры, и для них нужны писюки. Или нинтенды... или сони плейстейшн. Помните, я писал, что этим машинкам надо дооснащаться броузерами с явами и идти воевать с писюками? IDC Research пришел к аналогичному мнению.

Если все это правда - эпохе прогрессорства и монополии wintel приходит конец. Правда, еще раньше IDC все это просчитал один талантливый бизнесмен. Именно на основе этих предположений был сделан уникальный исторически ход Микрософта: объявление о выпуске IE под Юникс.

Возвращаясь к истории напомним, что Микрософт в Юникс уже игрался: выходил MS Xenix, даже MS Word для него выпускался, как и для OS/2 1.2... (Интересный факт: У кого есть какой-нибудь "досовский" ворд из последних - запустите его в полуоси, и увидите, что он, на самом деле, совсем не досовский. Он несет с собой мини-эмулятор OS/2, который запускается в досе и позволяет Word-у работать.) Позже увлечение прошло и после неудачного эксперимента с полуосью был выдвинут лозунг - винды всегда, винды везде. До дней последних донца. Винды - и никаких гвоздей. Вот лозунг мой.... а Солнце с явой своей уже задолбало, задолбало, задолбало... :-)

Так вот - позиция эта опиралась на две системы - NT и 95. Сил было вполне достаточно, чтобы убить на корню всю конкуренцию, и пожинать плоды. На рынке клиентских ОС это произошло с убиением полуоси, на серверном - как раз заканчивается драка с Юниксом. По сценарию дальше шли года беспечного задирания цен и получения денег. Но как-то вдруг проклюнулся Интернет.

Стало резко понятно, что это - угроза генплану. По вышеуказанным причинам человеку в Интернете не обязательно жить в виндах, чтобы взаимодействовать со всем миром.

Атака была предпринята быстро и глупо - что нетипично для Микрософта. Было объявлено, что создается Microsoft Network, и было дано понять, что это-то и есть тот самый суперхайвей. Отметим также великолепный ход с введением этого термина - суперхайвей.

Вообще владение языком и терминологией - важнейший момент в работе рекламной машины Микрософт. Бороться с Интернетом, постоянно ссылаясь на Интернет - нельзя. Поэтому был порожден уникальный термин - такой, что для знакомых с Интернетом он воспринимался как синоним слова "Интернет", а для незнакомых - никак о Интернете не напоминал. Такой термин не вызывает отторжения у "стариков" (Билл говорит "нам нужен суперхайвей". Молодец Билл - Интернет нам действительно нужен.) и вызывает ассоциации с Микрософтом у новичков (Билл говорит о суперхайвее - значит, именно он и может нам его дать).

Подключение к MS Network было включено в состав Win95. Предполагалось, что все ее пользователи подключатся и уже не пойдут в Интернет. Как-то не случилось. Не знаю, почему.

Тогда MSN был забыт, и MS отошел от позиции "винды везде", так как освоение Интернета было признано стратегической целью, более существенной даже, чем война с Юниксом.

Таким образом Микрософтовские аналитики предвосхитили IDC-шных на пару лет.


Однако, о прогрессорстве. Термином этим я зову почти то же, что и Стругацкие в своей серии повестей на означенную тему. Насильное внедрение достижений прогреса в общество, которое к этому не готово. На прогрессорстве делают деньги оба столпа современности - и Интел, и Микрософт. Первому, правда, труднее - прогресс в его области измеряется численно, и довольно объективно. Второму проще - за прогресс в Win95, к примеру, в изрядной мере сошла перерисовка иконок. Внешне изменилась система? Значит и внутренне... Пользователь - он человек простой.

Прогрессорство напрягает. Напряг этот проявляется в последнее время все чаще. Например, в виде статей и писем в редакции компьютерных изданий на тему "Почему я должен покупать Пентиум? Не хочу!". Суть их сводится к тому, что увеличение мощности процессора уходит на внутренние нужды софта, а объемов винта - на растущие этого софта размеры.

Одним из жестких сторонников прогрессорства наших дней является Компьютерра во главе с главным. "Почему читатель не хочет покупать новый крутой компьютер?", - говорит он. "Да денег нет, вот и не хочет. И неча тут врать про ненужность". (Это не дословно, но смысл сохранен.)

В этом глубоком логическом выводе опущена одна деталь: дело в том, что в случае, когда денег куры не клюют, вопрос "покупать или не покупать" не встает. Помойки не жалко. Не понравится - выкинем. Оценка разумности покупки делается только в случае, когда денег нет, или мало. Берусь утверждать, что 99% покупателей писюков на вопрос "много ли у вас денег" посмотрят удивленно.

Оценка адекватности цены изделия базируется на ожидаемом уровне дохода или на "количестве" удовольствия, полученного от его применения. Со вторым, факт, все гораздо лучше - удовольствие от игры на пентюхе выше, чем на четверке. А с первым - ой, не факт...

Ну так да, к истокам - IDC утверждает, что машинки скоро до 500 баков упадут, вот. И тогда домашний компьютер будет почти у всех. Happy-happy, joy-joy.


Все, объявляю мораторий на слово "Микрософт" до конца недели. Нельзя про него столько писать.


Зато про нетривиальные способы подключения к Интернету - можно и нужно.

From: Ilia Bromberg
Subject: ISP сервис
По-моему любопытная новость в ISP сервисе: сотрудник рассказал, что у них в под'езде распространили рекламку: ежели наберется 10 (или более) юзеров, то некая фирма ставит: NT server, T1 (128мб) линию, проводит 10мб Ethernet в квартиры (с опцией 100мб), раздает NICs, предлагает разные программы использования/оплаты.

Тех. данные я уточню (самому интересно), поскольку не уверен в их точности, а так-же что там на сервере - proxy, DHCP, или еще что - не известно. Кстати, услуга только для 95/NT юзеров.

С уважением,
Илья

ICQ: 1680462

Ну, не совсем уж и новость. Думается, Феликс Амиров, с которым я вечор имел честь пить Массандровский белый мускат (ах, что за вино!:-) предвосхитил эту новость на добрый год - его компания устанавливает в Митино подобные средства доступа к Интернету уж чорт знает, сколько времени. Правда, он как-то подемократичнее - подключает всех и вся.

Другое дело, что раньше это рассматривалось как уникальное явление, а сегодня можно с уверенностью сказать - таковой способ будет жить и будет развиваться. На пороге телефонной повремянки это вселяет надежду.


Вот что творится на свете:

"Префектура Центрального Административного Округа г. Москвы cовместно Государственным Научно-Произвдственным Предприятием "Гранит-Центр" представляет технологии ГИС в Internet.

В настоящий момент представлена схема г. Москвы масштаба 1:10 000, актуальная на март 1997 года. Система разработана с использованием программного обеспечения MapGuide Server фирмы Autodesk, которое было приобретено в фирме Consistent Software. Картографическая основа приобретена в Московском АэроГеодезическом Предприятии (МАГП). Для поиска информации используется Oracle7 Server for Novell Netware."

Для работы с картой нужен plugin от autodesk. Сижу вот, выкачиваю - как выкачаю, поделюсь впечатлениями.

Ссылку прислал Slava Abramov, спасибо ему.


О, какое богатое письмо - сразу на четыре темы.

From: Dmitry Cheryasov
Subject: Байка о подмосковной энергосистеме / dz online, 15 dec 07
Мое почтение, dz!

В выпуске dz online от 16 декабря вы рассказываете subj про то, как случилось веерное отключение электричества в Москве "в сталинские времена". (Кстати, это отличный пример понятия "тупая автоматика": срабатывает как прапорщик, не думая.) С тех пор положение несколько поменялось. В послесталинские времена была создана единая энергоситема. То есть имеется центральный пульт и пульты поменьше и т. д., и оттуда можно централизованно управлять всей системой. В частности, при описанной в subj ситуации диспетчер/компьютьер это дело отсекает и снижает нагрузку равномерно всем, чтобы перегрузки не произшло. (Это происходит в течение нескольких секунд.) То есть отключаются некоторые "маловажные" потребители - что-нибудь на заводах, освещение на улицах и пр. - зато остальная система живет, метро ездит и пр.. В общем, graceful degradation. Благодаря ЕЭС в СССР и России катастрофических отключений давненько не бывало. Зато в США такие глюки случаются периодически - видимо, и они создадут централизованную систему, когда проймет. Любопытная статья на эту тему была в "Знании-силе", кажется, октябрьском или ноябрьском номере (оттуда и почерпнуты сведения). Весьма возможно, эту статью, как и другие материалы из полезных журналов, можно найти на http://www.techno.ru/vivovoco/ - весьма рекомендую, если есть свободное время (я обычно это читаю на бумаге за обедом или в транспорте).

И остальные материалы выпуска мне тоже понравились.

Спасибо за напоминание о декларации прав человека. (Она к тому же хорошо оттеняет материалы о hexen / quake / descent, то есть грань между желаемым и действительным :-). )

Я всячески согласен с мыслью, что добавление сюжета в квэйк ему пошло только на пользу. И "сотоварищи" игрока ему в процессе игры встречаются. Правда, обычно уже в виде трупов, даря ему оружие/патроны/аптечки, либо гибнут у него на глазах (как в деме сцена на мосту). Увы, сделать робота полноценным товарищем по игре очень сложно. Попробуйте поиграть в команде с риперботом. Да, рипербот - отличный боец, но он не умеет действовать согласованно с человеком. (Два-три рипербота отлично действуют в команде, на своей шкуре наблюдал :-). ) Это оттого, что роботу с человеком трудно общаться и, следовательно, трудно действовать согласованно. Вернее, это требует времени на диалог. А то, например, в UFO / Warcraft / Z роботами можно неплохо управлять, но это занимает _все_ время. Я верю, что можно придумать здравомысленный и экономный интерфейс для этого - но в id были заняты другим. Поэтому добавить еще одну капсулу, но с роботом - затруднительно.

Кроме того, важнейшая и неотъемлемая часть квэйка - deathmatch. Так что эпизоды "перебей всех" - это дань духу :-). И игра без них была бы также неполноценна, как без сюжета (он был даже в Wolfenstain).

Я совсем не согласен с мыслью, что в хексене-2 "виртуальный скилл" ни к чему. Очень даже к чему - он заставляет задуматься о распределении сил на виртуальное самосовершенствование. То есть учиться ли виртуально бегать / плавать, или колдовать / лечить, или же прятаться / не шуметь? При этом самосовершенствование именно виртуальное - сколь хорошо ты ни научишься владеть мышью, колдовать это не поможет. Опять же вспомню UFO - там можно учить солдат тому / сему / другому, тренировать в беге и пр. Конечно, игрок (командир) в процесссе набирается невиртуального опыта. Вырабатывает стратегии. И согласно этому учит солдат. Так же примерно и в хексене (я пока неглубоко зашел) - в зависимости от своих предпочтений и развития невиртуальных умений игрок учит свое виртуальное alter ego тому, что можно делать только виртуально. И чем настойчивее, тем эффективнее. Просто в AD&D / Moria (о, ностальгия!) виртуальные умения были гораздо заметнее "реальных", а в Hexen-II или UFO и виртуальные, и реальные умения одинаково важны и друг друга не подменяют.

Скриншот же от Descent-3 напомил мне, насколько красивее и реалистичнее Quake-II через OpenGL и что надо наконец разориться на 3Dfx...

--
С наилучшими пожеланиями,
Дмитрий Черясов, ваш постоянный читатель.
Российская инженерная академия, Поволжское отделение

О роботах в команде с человеком: на практике, увы, играть в команде даже с реальным человеком - не так и легко. Требуется изрядная сыгранность и просчет будущих действий. Кстати, может быть, небезынтересным направлением развития квейка было бы создание карт, рассчитанных на проход вдвоем - требующих именно кооперации.

Возвращаясь же к моему преджложению ввести нечто типа риперов в помощь человеку - я не рассчитываю получить с этого реальную помощь в бою. Речь идет исключительно осюжетном ходе. Пусть его пришлепнут в десять выстрелов, не важно - важно почувствовать, что ты не одинок. Меня это несколько угнетает.

Хороший вариант был в старой доброй nethack - собака. Как ни странно. ей хватало скудного AI чтобы довольно долго и успешно сопровождать игрока. Если, конечно, он не полный идиот и не бросает ее на пару драконов. В квейке можно бы предложить какого-либо робота-разведчика - микролетучку, кторая бы докладывала, кто там за углом, прикрывала тыл, бибикая в случае опасности, etc.


Вредная карта Москвы выкачалась, но не работает через firewall. :-( Напрямую заработала, впрочем, и даже показала мне мой дом - на рисунке синенький. Приятно!

Работает эта штука динамически, подгружая с сервера нужные части карты. При укрупнении "проклевываются" все новые и новые детали. Из деталей, как максимум, нам показали дома и некоторые проезды между ними - видимо, только те, что не кончаются тупиками и дворами.

Удивительно то, что на этой карте отсутствуют несколько традиционных "соплей", которые я встречал на картах со времен Брежнева и до самых последних дней. То есть, видимо, информация, представленная на этой карте соответствует не замыслам, а реальности. Что полезно, по меньшей мере.


Генеральным спонсором журнала dz online является компания "Эксимер".
Спонсор не отвечает за содержание публикуемых материалов
.


Пишите нам! Редакции интересно знать мнение своих читателей. Если Вы не против опубликования Вашего письма, то, пожалуйста, указывайте это в самом письме.


www.reklama.ru. The Banner Network.

Rambler's Top100 Copyright c dz online, 1996-1997
Designed by Denis A. Kim