<<<предыдущий список следующий>>>

Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer.


10 апреля 1998    

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Старик добывал периферию, а старуха драйверы писала.

Автора не помню, но где-то в ФИДО

    

Сколько лет прошло с тех пор, как по конференциям ФИДО впервые прошла сказочка, начинающаяся так, как написано в нашем эпиграфе... Да, пожалуй, лет 6-7. Вот примерно столько же прошло и с той поры, когда на арену политической борьбы вышли трекеры. Вышли и случайно победили одной левой, так как конкурентов у них просто не было.

Что за трекеры такие? Для ответа на вопрос сначала вспомним, какие способы синтеза музыки ныне применяются в подлунном мире. Способ первый - FM. Родился в стародавние времена, генерирует принципиально убогий звук, безнадежен и обречен на вымирание. Способ второй - wavetable. Требует для себя больших объемов памяти в звуковой карте, хороших сэмплов хороших инструментов (слово "хороших" повторено не случайно), звук на порядок превосходит FM-овский, так как, в основе своей, является звуком реального инструмента (если мы моделируем реальный инструмент). И третий способ - моделирование физических процессов, происходящих в скрипке, рояле, etc. Требует серьезного математического аппарата (появившегося недавно) и серьезного процессора (та же фигня).

Надо отметить, что эти самые 6-7 лет тому назад в бытовом секторе существовали исключительно FM-ные карточки. На wavetable было жалко памяти, а физ-синтеза просто не существовало.

И вот именно на эту сцену выехал ScreamTracker. Который явил собой ни что иное, как программный wavetable синтезатор, причем довольно богатый функционально даже по сегодняшним меркам, и не требующий для себя никакой звуковой карты вообще! Он мог синтезировать моно-звук на внутреннем динамике посредством широтно-импульсной модуляции, мог выдавать моно и стерео на принтерный порт (тут от пользователя уж требовалось собрать из десятка резисторов простенький ЦАП на принтерном порту и подсоединить его к усилителю). Ну и, конечно, счастливые обладатели бластера имели возможность выдавать звук и через него. Не используя его синтезирующие возможности вообще. Синтезировал звук ScreamTracker, бластер только преобразовывал его из цифровой вормы в аналоговую.

Мощь и удобство нового подхода оказалась подвластна не всем, но два лагеря ее оценили сразу. Хакеры и авторы игр. Первые - потому, что это было здорово и потому, что людей, так или иначе тянущихся к музыке среди них было немало. Вторые - понятно, почему. Хорошая музыка в игре - святое дело. А трекер позволял делать не только музыку, но и голосовые эффекты, к примеру.

Дело завертелось.

Появилось понятие "демо" - аудиовизуальной композиции, непременной чертой которой является обязательный синетез изображения и звука на ходу. Да и написание музыки при помощи компьютера как-то внезапно превратилось из удела поднебесно-крутых в народное достояние. Каждый дурак теперь может сесть и написать музыку. Слава Богу, не каждый садится, и в потоках однообразного рэпа (когда в моде был рэп), техно (когда в моде было ...), рейва (когда ...), транса (...) проскакивает Музыка.

Есть две причины, по которым за компьютером дерьмо состряпать легче, чем за роялем.

Первое: роялю (гитаре, скрипке) нужно учиться относительно продолжительное время, и за это время человеку редко удается достичь приличной техники, увернувшись от всех "сопутствующих" знаний из музыкального мира. Трекер же (или миди-редактор) не требует обучения годами.

Второе - в рояле нет cut'n'paste. Там надо играть все. И потому даже одна и та же дважды сыгранная музыкальная фраза выходит каждый раз индивидуальной. Да и скучно живому человеку повторяться - он всегда делает вариации, там соло вставит, тут бубном стукнет - не выходит живая музыка такой однообразной, какой ее делает функция копирования.

Более всего страдают, как правило, ударные. Если у клавишной партии есть хоть какая надежда на то, что автор сядет за миди-клаву и честно слабает всю вещь сам, то с барабанами это не проходит - миди-лепешки для ввода в компьютер ударных партий чрезвычайно редко встречаются, и довольно недешевы. Обходятся без них - 99% ударных партий в современной трекерной музыке на протяжении всего произведения практически не меняются. Пишется один квадрат, и копируется по всей песне. В тех местах, где напряжение должно расти, барабаны вырубаются вообще, местами добавляется элементарная дробь, местами - тарелки.

Гитаре везет больше. Поскольку сделать гитарную вещь на трекере - несусветный геморрой, наличие гитары просто игнорируется, либо то, что называется гитарой на нее похоже только очень издалека. Опять же, есть исключения - редкие, до потери пульса.

Иные, кроме вышеперечисленных, музыкальные стили в трекерной музыке представлены весьма слабо. Тому причина, как мне кажется, вовсе не мода, а ровно наоборот - мода на примитивную (кого напрягает это слово - возьмите, пожалуйста, с полки ELO Part II "Moment Of Truth", прослушайте увертюру и пришлите мне свое сочинение, не уступающее по сложности, я с удовольствием его опубликую) музыку пошла от появления компьютерной индустрии ейного производства. Это удивительно, но моя первая попытка вбить в компьютер пару своих мелодий показала, что результат легко склоняется либо к занудству, либо к чему-то техно-рейвовому. Сам. То есть чтобы получить нечто энергичное, но не рейвообразное - нужно сильно стараться. А кроме того - иметь и желание.

И оно встречается. И музыка соответствующая встречается. На http://people.weekend.ru/trackers/, к примеру. Встречаются интересные вещи. Я нашел несколько весьма любопытных. Надеюсь, и вы набредете на что-либо по вкусу.


Однако, по моему мнению, весь этот синтез - от бедности. Играть нужно живьем. Иначе музыка вымучивается. Нельзя двадцать раз, подбирая руками звучание нот, вызвать в себе одну и ту же эмоцию. Хорошей и экспрессивной получается музыка, сыгранная "на раз". А если ты можешь так сыграть, зачем тебе бластеры и трекеры... разве что для распространения своей музыки по сети...


Кстати, удивительное совпадение - когда писал о синтезе звука, я как раз слушал диск одной довольно известной группы, в котором, как считается, впервые был применен музыкальный инструмент под названием "синтезатор". Кто отгадает, про какую группу и какое произведение я говорю? Кстати, этой же группе (немного более ранний альбом) приписывают создание стиля "треш". Опять же, какой альбом, какая композиция?


На сайте антимикрософтовского движения встречаются приличные ФИДОшные анекдоты. :-)

Встpечаются два фидошника. Обсуждают эху RU.ANEKDOT. Один (1) хвастается:

(1)- А у меня там всего один плюс!
(2)- 8-[ ] А как ты умудpился?
(1)- (гоpдо) А я не нее не подписан!

Кстати, удивительно то, что сам сайт сделан довольно тщательно. Обычно такие сайты тянут на троечку. Этот - выдержан в стиле от начала и до конца.

Самый хит из анекдотов про Windows, кажется, не выдуман:

"Протокол IPX/SPX является быстрым маршрутизируемым протоколом дл небольших сетей, но у него есть один недостаток - он разработан фирмой Novell. "

Секреты Windows NT 4.0 Server


Опечатка дня - "стапруха". :-)


prev top next

Генеральным спонсором журнала dz online является компания

Спонсор не отвечает за содержание публикуемых материалов.


Пишите нам! Редакции интересно знать мнение своих читателей. Если Вы не против опубликования Вашего письма, то, пожалуйста, указывайте это в самом письме. Если у вас возникли проблемы с нашим сервером - просьба обращаться к веб-мастеру


www.reklama.ru. The Banner Network.

Rambler's Top100 Copyright c dz online, 1996-1998
Designed by Denis A. Kim