<<<предыдущий список следующий>>>

Это - копия документа, находившегося на http://dz.ru. Авторские права, если не указано иначе, принадлежат Дмитрию Завалишину и/или Евгении Завалишиной. Все изменения, внесенные мной, находятся в этой рамочке.Пожалуйста, прочитайте disclaimer.


25 января 1998    

Сегодня во внеочередном, воскресном номере - любезно предоставленное нам МК-Навигатором интервью с 1-м замом директора МГТС г-ном Рабовским.


- Семен Владимирович, большинство акций МГТС - через Связь-Инвест - принадлежат государству. Кроме того, являясь фактическим монолитистом на столичном рынке связи, ваша компания несомненно относится к числу социально значимых предприятий столицы, и не вправе самостоятельно определять ценовую политику. Кто в таком случае принимал решение введение повременной оплаты?

- Отправной точкой введения повременной оплаты стало постановление премьер-министра о доведении тарифов на телефонные переговоры для населения до себестоимости. Тут, однако, вышла коллизия: издаются документы на высшем уровне, а утверждать и регулировать тарифы должен субъект федерации - в нашем случае Москва. То есть крайним оказывается мэр Лужков. Наверное, не так все это и важно, но пока что окончательное постановление еще не подписано.

- Если решение будет принято, то какова будет форма оплаты?
- Система оплаты пока что не определена. Сейчас мы размышляем над тем,
будут ли счета приходить всем абонентам или только тем, кто превысит месячный лимит в 650 минут, а остальные как и прежде будут платить по абонентской книжке. Возможен "западный" вариант, когда абонент будет вносить некоторый задаток, который будет уменьшаться по мере потребления услуг.

- Насколько правы те, кто утверждал, что введение повременной оплаты -
это завуалированное повышение платы за телефон?

- Да, это действительно завуалированное повышение цен, но иным способом - через повременную составляющую. Сегодня каждый домашний телефон обходится МГТС в сорок тысяч рублей, абонентская плата - в 2 раза меньше. Для основной массы пользователей стоимость разговоров останется прежней. Наши опросы, да и опыт других городов, где уже введена повременная оплата телефона, показывают, что более двух третей абонентов не выходят за лимит. Мы рассчитываем на 20-30 процентов тех, кто будет говорить сверх отведенного времени. Они вполне могут дать нам объем доходов, достаточный, чтобы где-то в течении двух лет окупить ее введение и в последующем заняться реконструкцией существующей сети. То есть вместо того, чтобы сделать для всех тарифы 40-50 тысяч, мы делаем для всех 30 тысяч, а остальную сумму раскидываем на пользователей, превышающих лимит.

- Не будет ли проще большинству людей, которые не будут превышать лимит, заплатить дополнительные 10-20 тысяч рублей к абонентской плате, чем, скажем, 100 тысяч за повременку?
- Возможно, большинство пользователей и согласились бы с увеличением абонентской платы. Принципиальная позиция компании, однако, состоит в том, что каждый должен платить соответственно времени, проведённому на линии. Вначале будет трудно, но потом утрясётся.
Кроме того я сомневаюсь, что все согласились бы отдавать дополнительные 20 тысяч больше.

- Несколько раз в газетах писали, что введение повременки увеличит количество самоубийств, т.к. люди не смогут платить за разговоры по телефонам доверия. Так ли это? Или то, что пожилые люди будут отрезаны от мира - телефон их единственный друг? Что невозможно будет дозвониться на радиостанции и т.д.?
- Первое. Про телефоны доверия - ерунда. Естественно мы оставим их все совершенно бесплатными, иначе и быть не могло. Они прежде чем говорить, спросили бы лучше. Теперь про пенсионеров. По всем исследованиям пенсионеры говорят меньше всех. Больше всех говорят молодые. У пенсионеров друг не телефон, а телевизор. У них же по телефону времени разговаривать нет, с одного сериала на другой переключаются. А если она телевизор смотреть не может, то у нее и по телефону говорить уже сил нет.
С радиостанциями все совсем просто: захотят, чтобы к ним звонили бесплатно - пожалуйста, только заплатите нужную сумму, и никаких проблем.

- Поставим вопрос так: зачем нужна повременная оплата, если МГТС - далеко не убыточное предприятие?
- Мы окупаемся, платим налоги и имеем 200 миллиардов дебиторской задолженности (нам должны Минобороны, ФСБ, Минморфлота и т.д.). Все так. Но сегодня мы работаем на уровне КПД паровоза. Все что мы можем себе позволить - это купить улучшенную модель лопаты или
форсунки. Кстати, можно купить электровоз, но пока мы не поставим вдоль дороги столбы и не повесим электрические кабели, он все равно не поедет. Даже те цифровые станции, которые мы закупаем сегодня включены в аналоговое окружение и работают по такому же принципу. Сейчас
мы строим новую сеть (ведется прокладка новых кабелей между телефонными узлами), без этого улучшение качества связи невозможно. У нас сегодня 80 тысяч заявок на установку телефонов, и есть неблагополучные районы, где люди ждут по 7-8 лет. Существующие станции не позволяют сделать этого. Кроме того мы не ждем доходов от повременной оплаты в первые год-два, потому что велики затраты на введение новой системы учета. Но все что мы получим потом - пойдет на модернизацию.

- Какая сумма необходима для реконструкции?
- Считается, что оборудование связи живет 10-15 лет, ну мы бедные - пусть будет 20. Так вот, десятая часть существующих АТС отработала более 30 лет и еще треть - более 20. Значит, сорок процентов станций следовало заменить еще вчера. Пока мы будем строить новые АТС, ресурс выработают еще 28 процентов станций, отработавших на сегодня более 15 лет. Таким образом, мы должны заменить 68 процентов всего оборудования. Каждый номер на цифровой АТС - за счет дороговизны подключения - стоит 1200 долларов. Делаем элементарные вычисления и таким образом, общая сумма составляет три с половиной миллиарда долларов.

- Если с первого июня за каждую дополнительную минуту все-таки придется платить, готова ли Сеть нести ответственность перед клиентами за некачественную связь?
- Увы, нет. Справедливая претензия - мы вводим повременную оплату, не изменив сразу качества связи. Через 5 лет, однако, люди уже почувствуют существенное улучшение. Это, конечно, будет не Мерседес, но уже Жигули на хорошей дороге.

- Почему в таком случае на реконструкцию не были привлечены средства извне, если уж по-серьезному играть в капитализм?
- Нам действительно было бы гораздо легче вводить повременной учет стоимости на более развитой сети - в 2001-2002 году, когда население почувствовало бы реальное улучшение связи. Но к сожалению так сложилось, что процесс введение повременки не совпадает с процессом инвестиционным. Единственный инструмент внешних заимствований, которым МГТС сегодня может воспользоваться - это еврооблигации (Eurobonds), и в текущем году мы надеемся получить таким образом дополнительно 150 миллионов долларов. Банковский кредит из-за своей дороговизны увеличивает стоимость реконструкции в два с половиной раза. Эмиссию собственных акций мы провести не имеем возможности, так как все наши фонды собраны в Связь-Инвесте, ей и решать. Но даже если случится такое, что решат продать часть наших акций, то деньги вряд ли дойдут до МГТС - в России немало бюджетных дыр, которые надо срочно затыкать. Такая уж страна. Сейчас мы сидим на двух стульях. Правый называется капитализмом - мы должны заниматься реконструкцией сети. Левый стул социальной значимостью - берегите тарифы, берегите миллион двести тысяч льготников, перечисляйте 80 миллиардов каждый год в комитет соцзащиты. Поэтому взять сегодня с абонента 30 долларов мы не имеем права. Не может он платить американские и французские ставки, потому что не получает американские и французские зарплаты. Но ведь и к тому и к другому надо стремиться


- Как быть с пользователями интернета, большинство из которых вряд ли потянет дополнительные 40-50 долларов в меcяц на оплату телефонных счетов?
- Наверное, многие думают, что большинство сотрудников МГТС - технофобы. Это, конечно, неправда - для примера хотя бы стоит упомянуть наши разработки в рамках проекта "народный интернет", которые позволят через пару лет подвести в каждый дом по уже существующим проводам одновременно интернет и телефон. Но так или иначе сеть глобальная - враг сети коммутируемой, и развитие ее - дело государства, а не городской телефонной компании.
Кроме того по сравнению с текущими заботами интернет для нас - проблема второго плана. В конечном счете среди четырех миллионов абонентов МГТС пользователей Сети не так уж много, да и к неимущим людям владельцы компьютеров не относятся. Наша задача - свести к нулю собственные затраты за счет активных абонентов, и сидел ли абонент в интернете или о любви разговаривал - особой роли не играет.


- Говорили, что МГТС собирается ввести несколько тарифных планов, один из которых - абонент платит некоторую сумму и работает дальше без учета времени... Это так?
- Тарифное регулирование включено в планы компании. Через год-два мы действительно хотели бы ввести несколько вариантов оплаты. Будет, скажем базовый тариф, 650 минут за 30 тысяч в месяц + 100 рублей повременная оплата. Второй вариант - для тех, кто редко бывает дома - 10 тысяч рублей в месяц, 0 бесплатных минут и повременка за те же сто рублей. И третий план: человек имеет неограниченное количество минут, но платит 150 тысяч рублей в месяц. Но предложить абонентам подобный тарифный план непосредственно после введения повременки, нам не позволяет техника. Дай бог разобраться с текущими делами. Кстати, для звонящих ночью и по выходным будут действовать скидки, а пенсионеры по-прежнему будут платить только половину абонентской платы - правда, только в рамках лимита.

- Кто может сейчас помешать МГТС ввести повременку? Антимонопольный комитет? Госдума? Общественное мнение?
- Помешать могут все, равно как и помочь. Понятно, что с общепринятой точки зрения - это шаг непопулярный, и на его поддержке политических дивидендов не заработаешь. На самом деле в течение ближайших пяти лет мы можем приходить на работу, пить кофе и в полшестого отправляться домой - и только к концу этого срока абоненты заметят существенное ухудшение качества связи. МГТС - если решение не будет подписано -- вполне может работать при нынешнем уровне доходов. Вопрос в том - какую связь мы хотим мы хотим в следующем веке.

Георгий Андроников (mrbear@journ.msu.su)
Игорь Золотаревский (jeff@journ.msu.su)


prev top next

Генеральным спонсором журнала dz online является компания

Спонсор не отвечает за содержание публикуемых материалов.


Пишите нам! Редакции интересно знать мнение своих читателей. Если Вы не против опубликования Вашего письма, то, пожалуйста, указывайте это в самом письме.


www.reklama.ru. The Banner Network.

Rambler's Top100 Copyright c dz online, 1996-1998
Designed by Denis A. Kim